Прошли

10 октября о 16:00

Занимайся хобби и богатей: Как украинцу заработать на хендмейде

Менеджер проекта Craft it, направленного на бесплатное обучение и поддержку мастеров хендмейда рассказал, как начать бизнес, найти рынки сбыта, в том числе в странах ЕС, продвигать свой товар в соцсетях, улучшить собственные навыки в хендмейде и учиться у лучших народных мастеров

После Революции Достоинства в Украине возродилась мода на национальную одежду и предметы быта и наблюдается настоящий бум народных ремесел. То, что вчера было лишь увлечением, сегодня может превратиться в бизнес. Украинцы вышивают, вяжут, плетут ковры, делают украшения, работают по дереву, готовят сыры, колбасы и варенья и многие хотели бы начать собственное дело, но не знают как. Или хотели бы научиться народным ремеслам и зарабатывать деньги своими руками, но не знают, с чего начать.

О том, как это сделать, узнайте на онлайн-конференции Depo.ua.

Наш гость:

Антон Плаксун
Менеджер проекта Craft it, направленного на бесплатное обучение и поддержку мастеров хендмейда

(Текстовая трансляция)

- Расскажите о вашем проекте, какая у него цель? Каких достигли успехов за это время, ведете ли вы статистику трудоустроенных или что-то наподобие?

- Наш проект финансируется Европейским союзом и он направлен на развитие традиционных народных промыслов, в нескольких областях Украины и Беларуси. Это пограничные области, они покрывают район Полесья и мы занимаемся как продвижением самой идеи занятия народными ремеслами как эффективным видом бизнеса, мы проводим тренинги для начинающих и тех, кто уже является предпринимателем и рассказываем им об эффективных технологиях продаж собственных изделий на различных торговых онлайн-площадках и мы предоставляем практические услуги, открыли хаб в Запорожье, где установлено современное оборудование, 3D-принтеры и желающие могут ими бесплатно воспользоваться, так и предоставляются разнообразные услуги, связанные с продвижением страниц мастеров, с предоставлением им рекламной помощи по продвижению их продукции на различных онлайн-площадках, как украинских, так и международных. За полгода реализации проекта мы провели около ста презентаций в школах, около 15 тренингов, около 250 мастеров приняли в них участие, как я уже сказал, мы открыли хаб. Сейчас мы консультируем наших мастеров, которые прошли открытый конкурс. Чтобы предоставить им услуги, связанные с созданием их страницы, профессиональным фотографированием товаров, и тому подобного.

- Кто-то уже стал за это время успешным предпринимателем, открыл свое дело? Есть такие?

- За несколько месяцев нельзя стать мастером. У нас есть мастера, которые производят уже свои товары, но не умеют их продавать. Благодаря нашим тренингам они открыли свои страницы и уже продают свои изделия на Etsy и Amazon. А если говорить о новых мастерах, мы надеемся, что наши презентации в школах вдохновили молодежь заняться крафтом, хендмейдом и надеемся, что в сфере народных ремесел.

- То есть вы приходите в школу, на уроки и рассказываете детям, как хорошо и выгодно заниматься народными ремеслами?

- Именно так наши презентации и проходили, подготовленные специалисты и эксперты в области крафта и народных ремесел приходили в обычные средние школы наших проектных областей: Житомир, Киевская, Ровенская, Черниговская, Волынская область и в этих школах для старшеклассников проводили презентации. То есть сначала школьники относились прохладно к этой идее, потому что такое народные ремесла: это неинтересно, скучно, не модно, не современно. Но когда наши тренеры показывали им слайды и презентации с Amazon, сколько там стоят изделия наших мастеров, у школьников появлялся очень большой интерес, из чего мы сделали вывод, что на самом деле к современной молодежи необходим современный подход. Молодежь интересует возможность заработать деньги и самореализоваться, и когда они видят, что народные ремесла – это дорогой, конкурентоспособный товар, они сразу меняют свое отношение, задают вопросы и интересуются.

- А какие ремесла вы им представляете?

- Поскольку мы работаем только в нескольких областях Украины и Беларуси, то мы рассказываем о ремеслах, которые популярны в Полесье. Это вышивка, разнообразные работы с красками, орнаментами. Например, мы не занимаемся гончарством, потому что в нашем регионе его нет.

- Как хендмейдеру попасть в ваш проект? Например, он вышивает или делает сыры. Кулинария ведь у вас тоже есть?

- Мы не занимаемся крафтом. У нас есть мастер, который делает традиционные пряники, но это не столько пряники, сколько изделие искусства, потому что они раскрашены традиционными орнаментами. Такие виды работ в наш проект могут попасть. Если кто-то делает наливки или варенье, это, к сожалению, не подходит под наши рамки.

Чтобы попасть в наш проект надо быть жителем области, в рамках которой он работает, зайти на наш сайт Craft it, и посмотреть, какие сейчас есть возможности. Тренинги активные закончились, сейчас мы предоставляем услуги. У нас еще ожидается большой тренинг, следите за нашими страницами.

- Давайте конкретнее, вот например я делаю вышиванки и хочу их продавать, и я узнала о вашем проекте, что мне дальше делать? Какие документы потенциальный участник проекта должен предоставить и будут ли у него потом какие-то обязательства, связанные с участием в проекте? И что вы можете мне дать, вы меня научите, что делать?

- Никаких документов, никаких обязательств. От мастера требуются прежде всего фотографии работ, чтобы мы понимали, что это за мастер. Когда проводились тренинги, была заранее дана информация, была форма, мы отбирали мастеров, отвечающих нашим критериям. После этого они проходили обучение на различных тренингах и вот сейчас им было отправлено приглашение, возможность принять участие в услугах, которые мы оказываем: фотосъемка, продвижение, реклама. От них нужны только желание, инициативность, наличие готовых работ и все. Мы не проверяем, зарегистрирован ли человек как ФЛП или нет, много мастеров работают не как ФЛП. Тогда человек может принять участие в наших тренингах и получить от нас ряд бесплатных услуг. Проект работает до конца января следующего года, осталось немного времени, но я думаю, на второй тренинг еще можно успеть попасть.

- Вопрос от читателя: Есть ли у вас программа помощи учасникам АТО - ветеранам и переселенцам, которые увлеклись рукоделием, что-то делают. Знаю ветерана, который вышивает картины, еще один плетет из бисера, а переселенцы делают сыр. Как вы могли бы им помочь и что бы посоветовали?

- У нас нет градации на категории населения, если ветеран АТО или переселенец зарегистрирован в проектной области, он может обратиться на нашу страницу в сети Фейсбук, обратиться на наш сайт и мы ему расскажем о наших ближайших мероприятиях. Наш проект не помогает начать, главное желание и мотивация. Мы предоставляем информацию, и конкретные услуги, но в целом – главное желание и умение делать какие-то изделия.

- Но это должны быть не просто какие-то изделия, это должно быть связано с народными ремеслами?

- Действительно на самом деле в Украине область хендмейда очень сильно развита. Есть такой онлайн-ресурс Etsy – это аналог Ebay, только для народных мастеров. Этот ресурс с многомиллиардным оборотом долларов посвящен именно продаже хендмейда. Количество товаров из Украины занимает 3-4 место. Впереди нас только Германия и Англия, и мы на третьем месте с Францией. Я очень мало знаю таких сфер вообще в экономике, в экспорте, где Украина лидирует. Допустим Россия на 9 месте.

- А давно мы так?

- Уже несколько лет и об этом никто не знает. Хендмейд в Украине очень развит в плане экспорта и опытные мастера это уже хорошо знают и активно продают. И продажи там достаточно хорошие.

Другое дело, почему мы занимаемся именно народными ремеслами – народные мастера часто не молодые, они не знают об интернете, онлайн-торговле. Хендмейдери в топе, а народные мастера отстают из-за того, что не имеют навыков в продажах, поэтому мы им стараемся активно помогать.

- Вопрос от читателя: Я вышиваю очень красивые изделия: и одежду, и интерьерные штуки, пытаюсь продавать, но на украинском рынке часто слышу, что нет, это очень дорого. Народ не понимает, сколько на это уходит сил и что дорогие материалы. Я бы хотела продавать свои вещи за границу, как это можно сделать?

- Очень правильный вопрос, это касается и Украины, и мира – есть вышивка, которая напечатана как футболка и она стоит 100 гривен. Настоящая вышиванка стоит несколько тысяч. Действительно у многих покупателей в Украине возникает вопрос, зачем я буду платить столько денег, и действительно у нас дорогие товары часто не пользуются спросом. Этим пользуются перекупщики, которые покупают товары за бесценок и потом сами перепродают их на тех же самых Etsy и Amazon Handmade. Чтобы продавать самому на разных онлайн-площадках, необходимо заказать профессиональную фотосъемку. Это кажется очень простым, но некоторые мастера фотографируют на мобильный телефон, гнушаются освещением, экспозицией и их изделия сразу проигрывают, потому что на самом деле серьезные продавцы платят немалые деньги серьезным фотографам, которые делают им профессиональную съемку и только благодаря ей изделие продается, потому что человек в смартфоне листает изделия и видит только фото.

Второе – это описание. У нас многие мастера переводят его в гугл-переводчике на английский, описание звучит ужасно, а они этого не понимают, ибо не знают языка. Описание это второе после фотографии необходимое условие для успешных продаж. Третье – это брендбук. Магазин должен быть стилистически оформлен, должна быть какая-то общая идея, нельзя продавать изделия в разных направлениях, магазин должен быть посвящен одному виду товаров.

О требованиях к магазинам на разных площадках. Об этом можно почитать на их сайтах.

Дальше – у нас нет PayPal. Соответственно, украинец не может продавать свои товары на Ebay, потому что не может получить деньги. Но есть много посредников, которые помогают продавать. Они просят демократические 5-10% и обеспечат процесс продажи. У них есть юридические лица, зарегистрированные в Европе. Если погуглить "помощь в выводе денег PayPal", их очень много, это законно, они не аферисты. Просто когда выбираешь финансового посредника, надо смотреть на истории их сделок. С ними уже можно продавать. То есть, если есть брендбук, профессиональные фото, нормальное описание и товар – а это не три позиции, а как минимум десять, то можно делать свой магазин и продавать.

- То есть надо обязательно делать свой магазин. Нельзя сшить одну вышиванку и разместить ее на продажу?

Все зависит от площадки. Одну вышиванку можно продать на Ebay, там это делается, но с другой вышивкой будет очень сложно, это должна быть одна очень дорогая вышиванка. Если их много, то лучше делать магазин на Amazon. Надо продавать 10-20 вещей одного типа. Например, если вы продаете вышиванки, вы можете еще продавать платья-вышиванки. А продавать еще например кожаные ремни, даже народные – это уже расфокус и минусовые действия, которые уберут их из топов.

- А вы можете на своих тренингах помочь человеку научиться правильно фотографировать, у вас есть переводчики, которые научат грамотно написать описание?

- Конечно. У нас было 10 однодневных тренингов, где как раз были разные эксперты. Были и фотографы, и специалисты по работе с PayPal, и самые успешные продавцы на Etsy и Amazon, была представительница школы экспорта "Укрпочты", она очень много нам помогает. Госпредприятие, но оно активно продвигает различные виды экспорта в Украине, очень советую с ними работать.

Мы делали большой 5-дневный тренинг и там специалисты уже известного в Украине проекта British Council, они тренировали как продавать. Это были практические примеры, как мы создаем с нуля и продаем. И в наших практических услугах есть фотография, разработка брендбука. Перевода на английский у нас нет, потому что мастер тоже что-то должен делать, и переводчика легче найти, чем профессионального фотографа, который умеет фотографировать какие-то изделия для продажи.

- А эти курсы у вас записаны, ими может воспользоваться человек, который не попал на тренинги?

- Да, надо зайти на наш сайт или страничку в сети Фейсбук и там опубликованы все наши тренинги, кроме тех, где мастера отказались. Тренинг по фотографии, по PayPal. Такое есть не только у нас, потому что мы фокусируемся на традиционных народных ремеслах, есть много проектов по продвижению хендмейда. Например та же экспортная школа при "Укрпочте" проводит тренинги по крафту и хендмейду, они это тоже считают важным видом экспорта.

- Много кто говорит о том, что спрос на украинские этнические изделия за рубежом больше, чем в самой Украине. По вашему мнению, почему так складывается?

- Потому что уже много лет как люди на Западе устали от китайских товаров, они одинаковые, разного качества. Там давно мода на крафт, чтобы это было сделано качественно, своими руками и оригинально. Изделия украинских мастеров – высокого качества и цена очень низкая. Фактически мы конкурируем по цене с Китаем и при этом это авторские оригинальные изделия.

Сто долларов за вышиванку – это у нас большие деньги, а там – нормальные. Но при этом наши традиционные народные мастера иногда не понимают, что там представлены культурные традиции сотен стран и мастеров и нельзя выделиться национальными и культурными вещами. Потребитель смотрит на цену и на качество. Вот если изделие оригинальное, качественное, он читает историю. То есть в истории, в легенде, уже можно писать что это уникальная Полесская традиция, но в первую очередь покупатель не читает описание. То есть допустим все знают об успехе украинских вышиванок, их показывают на неделях моды, голливудские звезды в них наряжаются, но это началось не потому, что это украинская традиция, нет. Просто в какой-то момент был правильно сделан пиар и им эти вышивки понравились. Как когда-то была мода на индийские традиционные платья, на китайские, сейчас – на украинские. Это именно мода и она связана с рекламой, качеством изделий, только после этого потребитель читает историю изделия.

- И до сих пор держится мода на украинские вышиванки?

- Да, она до сих пор актуальна, это как раз то, что мы используем в презентациях для наших школьников, потому что даже сейчас есть много образцов за десятки тысяч долларов – украинские платья.

- Они классические, выполненные в новом видении?

- Это не полная классика народной одежды, это стилизация.

- То есть с одной стороны вы поддерживаете народные ремесла, а с другой – подсказываете народным мастерам, что надо исходить от народного стиля?

- Абсолютно верно, мы провели большое исследование, мы говорили нашим мастерам, что хорошо продается.

- Вот расскажите пожалуйста, потому что были такие вопросы от наших читателей

- Хорошо продается, кроме вышиванок, мебель – дорогая, эксклюзивная, оригинальная ручной работы. Посуда – дорогая, оригинальная. Бижутерия, кожаные изделия. Ювелирные – не очень. С модой все сложно, в данной сфере необходимо находить посредников.

- А вышитая и вязаная одежда, если не говорить именно о вышиванках?

- Это уже нишевая сфера, очень много наших мастеров этим занимаются, вышивают, например, кошельки, одежду и это хорошо продается. Один из самых успешных магазинов из Украины это как раз продажа вышитых кошельков и сумок.

Если хочешь продавать свои изделия, с чего начинать? Вот создал человек страницу в сети Фейсбук, написал там о своих изделиях, опубликовал фото и свои контакты. Что дальше, что вы посоветуете, если человек пока не планирует выходить на зарубежный уровень?

Фейсбук продает плохо, Фейсбук очень дорогой. Можно провести локальную компанию, если много друзей у которых много подписчиков, но вообще Фейсбук много не продает. Очень дорогой получается продажа. Если это большой магазин с обилием товаров, с инвестициями, Фейсбук может помочь. Но в целом это сложно, надо продавать на площадках. Площадки в Украине это может быть Crafta.ua - площадка, где продается именно хендмейд, есть OLX, есть Prom.ua - это уже магазин для магазинов. Чтобы начать продавать необходимы фотографии, описание и для украинского рынка также.

- Есть какие-то особенности, что именно любит украинский покупатель, может есть какие-то отличия от торговли на Запад?

- Везде ситуация с рекламой одинаковая, но в Украине беднее покупатель, труднее продавать свои изделия, плюс очень много китайских, и люди не понимают разницы. В Украине нужны более практичные изделия: мебель, посуда (не декоративные). Участие постоянное в выставках и ярмарках, большое внимание к соцсетям.

- Как сориентироваться, какую цену поставить на свой товар?

- Проводить исследования, смотреть на цены конкурентов, понимать свое уникальное торговое предложение и понимать, что с очень высокой ценой не будет оборотов. Допустим, у нас есть мастера, которые делают ковры. Ковер можно делать три-четыре месяца, соответственно там цена будет большая. Но его можно разместить на ОLХ на всякий случай, можно предложить на реализацию, но может год-два продаваться изделие. Надо искать контакты с посредниками, которые имеют выход на целевую группу, на богатых клиентов, которые будут это все покупать.

Когда ты мастер, ты сам устанавливаешь цену на свою работу, ведь у всех разная квалификация. Можно поставить и безумну цену и прекрасно продавать, потому что многие покупатели по цене и ориентируются.

- Достаточно болезненный вопрос для Украины – авторское право. Если человек создает особые вещи и рекламирует их через соцсети, как ему защититься, чтобы его идеи не украли другие?

- Это сложный вопрос. Например по вышиванкам многие элементы уже давно есть, там сложно зарегистрировать право собственности. Необходимо понимать, что Китай в любом случае скопирует, что бы вы не делали. Надо обращаться к юристам, которые занимаются правом собственности, их услуги недорогие. Относительно не дорогие, для кого-то может это будет очень дорого и заключать с ними соглашение. Но я на начальном этапе не советую насчет этого беспокоиться, так как рынок открыт и если есть какая-то идея, ее все равно могут украсть и никакие права вас не защитят. Надо создавать свой продукт, свое имя. У хорошего мастера ценится его труд, его возможность воспроизвести копии. Мастера стареют и у них нет молодежи, которая бы переняла эту традицию. Есть хендмейд массовый, а не массовый и с этим сложность.

- А вы можете помочь опытным мастерам найти учеников?

- Стараемся, но мастера – очень специфические люди, много кто привык работать сам и не хочет ни с кем делиться опытом. Многие довольно категоричны и им трудно работать с молодежью. В принципе, у любого мастера хорошего уже есть какая-то школа, и он берет себе людей в помощь, но все равно пытается все свои секреты не раскрывать. Это их хлеб, их уникальное торговое предложение и они не настроены так уж сильно делиться.

Мастера стали мастерами еще во времена СССР, у них нет навыков предпринимателей, они не занимаются масштабированием своей деятельности. Они привыкли, что могут сделать за неделю одно изделие, они так уже 20 лет и делают. Им хватает, а расширяться они не хотят. У них есть два-три подмастерья всегда, и у их мастеров так было, и их это устраивает полностью. Они не создают империй, не зарабатывают деньги, не создают новые рабочие места. Просто такой у них подход.

- Как же вы тогда школьников поощряете этим заниматься, у кого они должны учиться? Где вы берете для них учителей?

- Мы рассказываем им о тех реальных возможностях, которые есть. Чтобы пойти к мастеру, надо, чтобы у школьника была какая-то основа. Мы им это даем основу, например у нас есть перечень колледжей и профтехучилищ, которые есть в регионе и могут дать базу. Например, слесарные.

Во-вторых, в нашем хабе они могут получить возможность работать с современным оборудованием. Потому что, например, 3D принтер и 3D моделирование – это необходимо для кулинара сейчас, много кулинарных изделий сейчас делается с помощью 3D-моделирования. То же касается людей, которые работают по дереву. Дизайнеры тоже должны уметь 3D-моделировать, потому что есть разнообразные электронные машины, которые печатают по 3D-программе. Поэтому мы нашим школьникам стараемся дать общий обзор и возможность получить эти знания. Уже имея подготовку, зная о возможностях современного оборудования им будет проще пойти к какому-то мастеру и получить прикладной опыт.

- А где ему найти этого мастера?

- Мы эту информацию тоже даем. У нас есть база мастеров, мы можем свести, но это сложный процесс. Это индивидуальная работа и не все хотят ею заниматься. Для школьников как раз мы, с одной стороны рассказываем, что народные ремесла – это модно и современно, а с другой – рассказываем о современных возможностях хендмейда, о 3D-принтерах, лазерной гравировке, и тому подобном. Мы им рассказываем о перспективах, даем примеры.

Например, человек учился в Сорбонне, а на учебу зарабатывал кузнечным делом. Он делал изделия, продавал их на разных торговых площадках, при этом учился в самом престижном вузе Франции, стал философом. Ему не мешало учиться в Сорбонне, при этом делать что-то руками и этим свое обучение оплатить. Это один из наших посылов для молодежи. Ок, вы станете юристом, экономистом, менеджером, правда, работы сейчас нет по этой специальности, но вы можете, если хотите. Что вам мешает за два года освоить базовые умения что-то делать руками?

- А если например есть где-то, сейчас, мать-одиночка, которая умеет немного делать что-то руками, например, мебель, и она хотела бы научиться делать это лучше, и потом продавать за рубеж, она может обратиться к вам и вы бесплатно подберете ей тренера и научите?

- Да, если она из проектного региона. Но мы не можем этого обещать. У нас есть база, но здесь все зависит от желания. Это не тренер, это мастер. Мастер может не захотеть.

- А вы мастерам не платите?

- Нет, это его инициатива. У нас бесплатное обучение с тренерами на тренингах. Мастера у нас проводят мастер-классы. Например, у нас в Житомире в хабе мастера могут провести мастер-класс. Но это не обучение. Можно, конечно, договориться, но это уже в индивидуальном порядке.

- Есть ли в планах помогать людям, которые делают крафтовую еду: сыры, колбасы, соусы, варенье.

- Это не в нашем проекте, ибо у нас все же традиционные народные ремесла. Но опять же, если человек делает крафт, вся информация в YouTube по нашим тренингам есть и она им подходит. Только еще надо знать нюансы с пищевыми продуктами, их продажей и экспортом. Там есть в этом плане законодательные нюансы. Но опять же, основы продаж, основы создания магазина, фотографий, расчетов с контрагентами за пределами Украины – это все для любых предпринимателей из Украины актуально.

- Какая-то сертификация товара нужна чтобы продавать за границу?

- Если мы продаем это все небольшими партиями на Etsy, например, одна кровать, то нет. Это оформляется как продажа от физического лица физическому лицу. Если мы продаем большую партию, например, мебели, то да, конечно, в ЕС есть сертификация на крафт, древесину...

- Требуется ли регистрироваться как ФЛП, чтобы торговать на таких площадках? Чтобы потом налоговая не пришла с вопросами?

- Законопослушный гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью в Украине конечно должен подавать ежегодную декларацию и платить налоги с тех доходов, которые он получает.

- Даже если продал одну вышиванку?

- Ну конечно. Даже если он продал три яблока на рынке, в декларации это должно быть отражено. А уж будет ли мастер это показывать или нет – это его дело, мы здесь никаких советов не даем.

Поставити питання:

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Онлайн

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"