Прошли

14 декабря о 20:00

Лада Лузина про украинский Новый год, черта Деда Мороза и полицию под Андреевской церковью

На онлайн-конференции писательница и гид Лада Лузина рассказала про новогодние и рождественские традиции украинцев, летящих водяных и лучшие дни для загадывания желаний

Город уже украшают к праздникам, украинцы скупают открытки и подарки.

А сегодня, в этот день, некоторые девушки приготовились гадать на суженого.

Но как новогодние праздники отмечали раньше? Где на Андрея барышни искали любимого? Когда в домах и на площадях начали устанавливать елки и чем их украшали?

Какой праздничный дедушка разносил подарки украинцам в досоветскую эпоху, и была ли у украинцев своя Снегурочка?

Сколько Новых годов было у украинцев вообще? И где в современной столице можно окунуться в историю праздничных украшений?

 

Наша гостья:

Лада Лузина
писательница, гид і коллекционер новогодних игрушек

(текстовая трансляция)

- Добрый день. Приветствуем вас на онлайн-конференции Depo.ua. Сегодня говорим о том, как праздновать Рождество и Новый год по-украински. Наша гостья – писательница, гид, коллекционер новогодних игрушек Лада Лузина. Добрый день, Лада.

- Добрый вечер.

- Лада, сегодня Андрея, все мы знаем, что на Андрея гадают. А как еще развлекались украинцы? Куда, собственно, украинки ходили искать своих суженых? Возможно, были какие-то вечеринки?

- В этой книге – "Волшебные традиции украинок" (показывает книжку), она вышла ровно год назад – есть ответы, наверное, на все вопросы, которые вы задали, и которые, наверняка, зададите. Обращаю ваше внимание: это не волшебные традиции украинцев, это волшебные традиции украинок. Здесь именно о тех обрядах и ритуалах, которые женщины проводили без мужчин, включая гадание. Даже есть рецепты гадания, которыми можно сегодня воспользоваться. С Андреевской церковью это особенно интересный момент, потому что она киевская. Было даже такое гадание: укладываясь спать, надо было положить крест, или сложенный крестом пояс под подушку, и сказать: "Живу в Киеве на горах, кладу крест в головах. С кем венчаться, с кем свататься, с тем и за руку ходить". И суженый должен был сегодня присниться.

Вот видите, все начинается с Киева. Собственно, почему? Потому что в Киеве, на горе, где сейчас Андреевская церковь, по легенде, по нашей первой историей Повести временных лет, пришел Андрей Первозванный, стал на горе, где сейчас Андреевская, и предрек, что здесь будет город великий, и много церквей Господь здесь сведет. И его пророчество сбывается. Собственно, это первое пророчество, связанное с этой горой. И поэтому для незамужних украинок она становилась местом гадания.

Известно, что до революции шли специально на день Андрея на службу, и начинали гадать. Во-первых, к кому тебя прижмет толпой, тот и будет твоим суженым. Но у нас же девушки инициативные. Они пытались судьбу себе как-то подсунуть и прижаться. Но ребята у нас тоже инициативные. Поэтому некоторым из тех, что прижались, пока шла служба, сшивали сзади подол. И когда служба заканчивалась, они уходили в разные стороны, и не могли оторваться друг от друга.

Вторая тема – надо было выйти на паперть вокруг Андреевской церкви после службы и спросить имя первого встречного. Как будет звать первого встречного, так будут звать твоего суженого. Но об этом опять-таки знали не только все киевские барышни, но и все киевские кавалеры. Поэтому они специально шли на Андрея гулять вокруг Андреевской церкви и называли самые невероятные имена, которые могли лишь вычитать в святцах, чтобы таким образом подразнить девушек. Более того, из-за всех этих молодежных гаданий Андреевская церковь до революции была таким активным местом, на Андрея даже там дежурила полиция из-за постоянных ссор. Так что вообще весело развлекались. Интересно, что самого Андрея особенно в народе не отмечали. Это были именно молодежные гадания, гадания на суженого.

Сейчас у нас период – где-то от Екатерины, которая уже была, потом Андрея, скоро будет Варвары, - дни женской судьбы. Дни женской судьбы – вот, собственно, здесь я об этом пишу (листает книжку – ред.) - очень интересная тема. Почти во все эти дни идентичные гадания - и на Екатерину, и на Варвару, и на Андрея рекомендовалось в Украине сломать веточку вишни и поставить ее в воду. Если она расцветет к Рождеству или Маланке, в следующем году выйдешь замуж. Или, как вариант, твои близкие будут живыми, здоровыми и счастливыми, если ты это загадывал.

Причем я когда выложила в Facebook: оказалось, что многие это пробовали. Мне все казалось, неужели вишня действительно может расцвести посреди зимы? А оказывается, у многих действительно расцвела. Вот я хочу на Варвары сломать и попробовать. Но здесь есть нюанс – для того, чтобы сделать это правильно - как девушки в Украине до революции: они не в вазочку воду ставили, а в глиняный пол под образами, а воду для полива вишни носили во рту из колодца. У них был очень сложный ритуал, а мы стараемся максимально упростить себе жизнь. Видимо, поэтому не у всех вишня расцветает...

Но возвращаясь к Дням женской судьбы, на них практически идентичные гадания – причем в этот период гадания только на суженых, причем и у мужчин. Парни тоже гадали, особенно на Екатерину, их тоже интересовало, какой будет жена. В то время не особо решали сами, полагались на судьбу. Вот, например, на Екатерину шли ребята, ставили свечку, чтобы Бог послал ласковую жену, и Святая Екатерина благоприятствовала. На Андрея и Варвару считали бревна в заборе – богатая-бедная-богатая-бедная, то есть, повезет-не повезет с приданым. Вот, оказывается, какой вопрос их интересовал.

Период судьбы - очень интересная тема, которую я рекомендую взять на вооружение всем психологам. Потому что судьба в Украине считалось одухотворенным существом, то есть живой, причем у каждого она была своя. Вот как мы верим в ангела-хранителя, так у каждого была своя судьба. У каждой был свой характер, у каждого со своей Судьбой были свои отношения. И вот в период судьбы нужно было пообщаться со своей Судьбой. Прошла осень, не сосватали - что-то с тобой не так. Всем сватов прислали, тебе – нет, ты до сих пор сидишь в девках. Период сватовства прошел, а к тебе никто не пришел. И нужно выяснить, что с твоей судьбой не так. Варили ей специальный борщ – вот здесь у меня в книге показано. В горшке варили борщик, кашку, залезали на забор и звали свою Судьбу. "Где ты, Судьба моя? Отзовись". И ее таким образом кормили. То есть, Судьба была божеством. И возможно, если ты ее накормишь, она подобреет, и жизнь тебе устроит.

Прикольно, что надо было позвать Судьбу, и слушать, что откликнется. Если лес зашумит – это плохо, гробы шумят. Если залает справа – оттуда сваты придут, если слева – значит, оттуда. Но что я больше всего люблю в народных гаданиях, это то, что во время многих девичьих гаданий на суженого, этого суженого можно было найти в процессе. Была такая тема, что суженый мог просто прятаться – ждать, когда его избранница вылезет на плетень звать Судьбу. И когда она крикнет "Отзовись, Судьба моя", он скажет: "Привет", ну или что-то другое. Ну и все, такая уж Судьба.

- А сколько нужно было сидеть на том тыне?

- Не думаю, что долго. Ты просто произносишь нужные слова и ждешь определенное время. А там, как повезет. Еще была тема – ходить под окна подслушивать. Судя по описаниям этнографов, иногда услышишь фиг знает что – люди ругаются, значит, будет плохое в твоей судьбе. А бывало девушки скопом шли к доброго дяде, который кричал: "Да идите замуж все". И у всех был хороший настрой, что у них все сбудется.

Вот такой первый зимний период, который заканчивается Николаем. Вообще Варвары и Николая, которые нас еще ждут, - это такие ворота зимы. Причем Варвары и Николая раньше были одним праздником. Варвара, Савва, Николай – эти три дня назывались Николаевскими святками, в них надо было активно гулять – варварить, савить и николаить. Если вспомнить начальную притчу, то святой Николай дарил подарки не детям, а девушкам. Вспомним историю, с которой все началось, с которой Николая провозгласили дарителем. Было три девушки, у них обнищал отец, и из-за отсутствия приданого их должны были отдать в бордель. И чтобы этого не произошло, Николай бросил им тайно в чулки золотые монетки. И таким образом они смогли удачно выйти замуж. Так что изначально он устраивал женскую судьбу. И в Болгарии до сих пор Николай не дарит подарки детям, зато девушки идут в церковь, считая Николая своим покровителем, который может устроить их судьбу. Не знаю, ждут ли они золотых монет, но просят его о женихах. Поэтому очень завершенный период именно женской судьбы мы сейчас проживаем: я думаю, грех не воспользоваться.

Если у вас нет проверенных семейных гаданий, можете приобрести мою книгу. Здесь есть календарь гаданий - как и что пересекается, какие нюансы. Вот, например, на Варвару надо было варить вареники – такое смешное было гадание и одновременно способ знакомства. Во-первых, девушки собирались в избе, варили вареники. Чей вареник первым всплывет, та первой и замуж выйдет. А во-вторых – вареники эти в основном были потешными. Каждая должна была сварить его необычным образом – пихали туда иногда морковь, иногда тряпки – и подсунуть парням. Кто твой вареник вытянет, твой суженый. И вареники эти были забавные – укусить и посмеяться. Не столько полакомиться, сколько раззнакомиться.

- А у нас зимние праздники заканчиваются на Крещение. А как это было раньше? Может, этот период был еще более продолжительным?

- Правильно вы говорите. Вот как раз вторая часть зимних праздников – она нас еще ждет, и она очень активная – это период с Рождества до Крещения. Мы Варвару и Николая уже не воспринимаем как один праздник, как это делали наши предки. Так же у нас разорвалась тема Рождества и Крещения как единого периода. Две недели это был единый цикл праздников. Считалось, что во все эти две недели, поскольку у Бога родился Сын, он так сильно обрадовался, что на радостях разрешил гулять по земле всякой нечисти – и чертям и демонам и дьяволам, и ведьмам, конечно, куда же без них. И вот это были две недели гуляния нечистой силы по земле. Один Святой, а другой – Страшный, когда нечесть особенно сильно хулиганит. Заканчивалось все на Крещение, массовым изгнанием этой нечисти, но это отдельная тема. Самое интересное, что посередине был праздник Маланки и Василия, которое мы зря забыли, ибо это и есть наш украинский Новый год.

- То есть Старый новый год...

- Да, но Старый новый год – это советское понятие. Мы не докапываемся до следующего уровня. А значит, как считают этнографы, что именно Маланка и Василий в свое время заменили богов богатства - Волоса и Макоша.

Вот в этом году вышла "Новый год и Рождество в Старом Киеве" - это книга прекрасного киевоведа, уже покойного Анатолия Макарова, и в ней мое небольшой приложение об истории елочных игрушек, потому что я их собираю, и немного о новогодних традициях. Надеюсь, что в следующем году у меня получится персональная книжка, сейчас ее готовлю, и читаю замечательный труд "Коза и Маланка" нашего этнографа Курочкина. Нашла ее в "Букинисте" – книга еще 90-х годов – так обрадовалась. Очень скрупулезное исследование. Я удивляюсь, насколько огромное количество ритуалов связано с Новым годом, и насколько ни один из них мы уже не помним. А те, что помним, привязываем к переходу с 31 декабря на 1 января.

Например, "Как встретишь, так и проведешь" было отсюда. И мы связывали его не с Новым годом, а с первым числом новолетия. Считалось, например, что в этот день женщине нужно как можно больше платьев сменить. Тогда у нее весь год обновки будут. Но вообще вся эта тема, поскольку Велес – бог богатства, - была направлена на богатство. Вот почему кутья именно в этот вечер щедрая. Вот в книжке художница нарисовала стол, где все щедриться. Надо было заставить весь стол – все скоромное, все самое вкусное. Считалось, чем богаче у тебя будет стол на Василия и Маланку, тем более щедритися будет следующий год. Тем больше будет денег и прибыли, тем больше будет урожай, тем больше у девушки будет невест, тем больше родится девочек и мальчиков у хозяев.

Коза и Маланка – символы, с которыми ходили всю ночь щедровальники и маланкари, – были талисманами на привлечение богатства, благополучия, плодовитости. Как говорили: "Где коза ходит, там рожь родит". Маланка была ее аналогом. Они пришли – значит, в этом доме все будет. Чрезвычайное количество интересных ритуалов у нас связано с Василием и Маланкой, которыми мы почему-то не пользуемся. И это очень грустно.

- Почему именно коза у украинцев такое очаровательное существо?

- Вы знаете, это очень интересный вопрос. У меня меньше недели назад открылась выставка "Мой маленький музей Нового года". Вы правильно сказали, я коллекционирую елочные украшения по различным номинациям – старинные, разных стран мира, украинские. Впервые у меня была выставка, я ее назвала "Мой маленький музей Нового года". И вот там интерьеры – европейский новый год, украинский новый год, советский новый год. В украинском там, конечно, стоит коза на палочке. А моя подруга, которая приехала из Швеции, привезла мне шведского козлика. Мы сфотографировали знакомство украинской козлы со шведским козлом. Потому что козел связан с новогодне-рождественским циклом не только у нас, у многих народов. Это такой символ, который идет с очень древних глубин.

Известно, что финский Дед мороз в переводе – "козел". В Швеции до того, как они переняли аналог Санта-Клауса в своем местном варианте, ходил человек в образе козла, разносил подарки. То есть коза, очевидно как дух природы, символ плодородия, репродуктивной системы была известна людям очень давно, и украинцев эта тема не обошла.

- Вот вы говорите, что Николай покровительствовал девушкам. А кто дарил подарки детям?

- Знаете, очевидно, потому, что детей у меня нет, меня этот вопрос интересовал мало. Меня интересовало, кто от начала был дарителем. И дарил не только детям, но и взрослым.

Вот здесь, например, в книге "Рождество и Новый год в Старом Киеве", а я хочу сказать, если вы купите эти две книги и прочтете их вместе – Макарова и мои "Волшебные традиции украинок" – вы будете таким докой зимних праздников, что будете всех поражать знанием традиций.

Я пишу, что Деда Мороза мы совершенно зря исключаем, потому что его прототип – бог Волос, бог богатства, зимы и торговли – и одним из главных моих аргументов было, что в топографии Киева Волос был покровителем Подола.

Подол был торгово-купеческим, там находился причал, а все богатство в город приходило на кораблях, но это было в теплое время года. А зимой в Киев могли подвозить продовольствие и любые другие товары, только когда дороги сковывал мороз. До этого было бездорожье. Поэтому знаменитые киевские ярмарки Контракты, которые тоже проходили на Подоле, позже назначали всегда после Крещения, потому что Крещенские морозы – это период, когда холоднее всего. Нет холода – не доедешь. Таким образом бог контролировал богатство, заморозив дороги. Также он был богом подводного мира, а подводная вода что собой представляет зимой? Конечно, снег и лед, по которому можно доехать. Ездили и по Днепру, и по дорогам. Интересно – это то, чего нет в книге, и над чем я сейчас работаю, - одна из версий, кто первый начал разносить подарки – это бог Один и его жена.

Причем есть версия, что тема шабаша ведьм пошла из более древней легенды о дикой охоте богов, которые мчатся в осенний и зимний период, когда бури, метелицы, ураганы – то есть в период безречья. Считалось, что в этот период проезжает Один, иногда – Один с женой, иногда – одна жена по небу и собирает души мертвых.

Так вот Грим, тот самый Грим, один из двух братьев, которого знаем как сказочника, прославился еще и тем, что впервые собрал весь эпос немецкого народа, который раньше существовал только в разговорных рассказах. Он рассказывает интересную историю о Фрау Хольде – жене Одина. Она появляется и в других ипостасях. Встреча с такой фрау часто приносит богатство. Вот летела фрау по небу – прямо как Дед Мороз или Санта Клаус – сломалась у нее коляска, она постучала в дверь рабочего. Он принял ее просто как богатую даму, у которой сломалась коляска, починил ей то, что она просила, а она говорит: "Убери, пожалуйста, экскременты моих псов". Ему это прошение не понравилось, но отказывать богатой даме он не мог, поэтому он собрал все, что наделали собачки, принес домой, и все это оказалось слитками золота. И вот я хочу сказать, что нынешние Дед Мороз и Санта Клаус в сравнении с теми богами – еще те жмоты. Потому что те боги дарили слитки золота, а мы получаем только конфетки.

- В Киевской Руси Один тоже дарил подарки?

- Нет, это мы говорим о немецкой летописи, а у нас бог Волос, но собственно, как мы знаем из Повести временных лет, бог Волос тоже отождествлялся с золотом. Поэтому у нас инфляция новогодних чудес.

- А сам персонаж Дед мороз – было такое в дореволюционной Руси, чтобы он разносил всем подарки?

- В своей статье я спорю с теми, кто считает, что Дед Мороз – не наш персонаж. По моему мнению, его нельзя вычеркивать из нашего фольклора, потому что все мы знаем и повесть Панаса Мирного ("Морозенко"), и самое главное – сказку "Морозко", которую мы воспринимаем как русскую. Ну, та где мачеха требует вывезти в зимний год падчерицу, девушка мерзнет, появляется Мороз, она правильно отвечает на его вопросы, хорошо с ним обращается, и он дарит ей дорогие подарки. Потом дочь мачехи приезжает, по-хамски отвечает, и Мороз ее замораживает насмерть. Ну, это если брать не хороший фильм, а народную сказку.

Так вот, один из аргументов, что Дед Мороз якобы не наш персонаж, не украинский в том, что даритель Мороз существует в украинском фольклоре, а у нас – нет. Это неправда. Есть записанная нашим этнографом Гринченко сказка, абсолютно идентичная этой. Но там появляется три Мороза – я считаю, что это три зимних месяца. Действует в сказке не падчерица и родная дочь, а злая жена просит мужа увезти нелюбимую свекровь – не воспринимайте это как руководство к действиям (смеется). И вот она хорошо отвечает Морозам, получает новую шубу и еду. А при повторной попытке все заканчивается очень плохо.

Собственно, это традиция украинцев кормить Мороз. У нас много кого кормили – и Мороза, и Судьбу. Это попытка наладить жизнь с тем миром, который мы перестали воспринимать как одушевленный, а для наших предков – 150-200 лет назад – не было никаких сомнений, что они (Мороз и Судьба) существуют, они могут хорошо или плохо к тебе относиться. И вот украинский обряд кормления Мороза на Рождество или на Василия и Маланки – попытка договориться со стихией. Он повторяет фабулу сказки. Ты хорошо к нему – он тебе подарок, ты плохо – он заморозит тебя насмерть.

- А Снегурочка какая у нас была?

- Такой Снегурочки, как в русских сказках, у нас никогда не было. Поэтому когда я говорю, что у нас есть аналог Снегурочки, я имею в виду парных персонажей. У нас есть три пары. Но давайте возьмем две, третью труднее просчитать. Первая – это Варвара и Николай – повторюсь, раньше это был один праздник. Вторая – это Василий и Маланка. Но у нас это не дед и баба, а скорее супружеская пара. Василия и Маланку во время ритуала колядников и меланкарей венчал ряженый поп, свадьбы разыгрывали. И вообще является Купала, когда на свадьбу богов – Макош и Перуна – иногда делали куклы, как-то это обыгрывали.

А есть зимний период – полный аналог летнего, но с привязкой к зиме. Когда идет венчание Макош и Волоса – бога холода. И считалось, как на Купала было время свадеб и любви, так и на зимние праздники считалось, что очень выгодно заслать сватов – должно обязательно повезти. Даже если раньше отказала, если повторно заслать после Василия и Маланки – скорее всего, она согласится. А во времена Богдана Хмельницкого была традиция: если украдешь на зимние святки невесту, даже если родители против, если парень бедный, а девушка богатая, но вас не нашли в течение определенного количества часов, эту девушку за тебя отдают. Поэтому когда Гоголь описал потуги Вакулы жениться на Оксане, он очень правильно выбрал время. Действительно, в этот момент можно было переломить судьбу, даже если раньше тебе давали тыквы.

- Вот мы знаем, что до елок украшали дидух. А что еще? Какие растения? И когда именно в Украине начали украшать елку?

- Очень хороший вопрос. Собственно, я горжусь и хочу сказать, что выставка, о которой я говорю, - "Мой маленький музей Нового года" – проходит в Украинском центре культуры и искусств на улице Хорива, 19в, и вход туда свободный. В любой день, кроме воскресенья, вы можете посетить ее с детьми. И там в углу украинского Нового года представлена украинская елка, и это экспозиция, которой я действительно горжусь, потому что мы, наверное, впервые за 150 лет эту елку украсили.

Если вы спросите любого этнографа, есть ли в Украине елка, он скажет: "Нет". И действительно, в украинской традиции – от Николая до Крещения – у нас елки нет. Но у нас украшали елку на старый новый год – 1 сентября. До Петровской реформы 1700 года у нас Новый год отмечали 1 сентября. И надо сказать, что киевский Подол очень долго свои традиции держал. Еще в 1880-х годах в дореволюционной прессе этот праздник описывался. Мужчины украшали елку или сосну, и даже был такой парадокс: в то время, как Верхний город – богатый и аристократический перенимал традиции из-за границы или из Российской империи, уже украшали немецкую елку (а елка знакомая нам по национальности – немка, Германия – родина и елки и новогодних игрушек). Так вот, когда здесь украшали немецкую елку, причем не столько игрушками, сколько яблоками, пряниками, зажженными свечами, в Киеве на Подоле украшали свою елку, ничего не зная о немецкой. И украшали ее так же. Обязательно – новогодние свечи, вплоть до того, что вместо верхушки или звезды была зажженная свеча. Свечи, ленты, бусы, сладости, яблоки. Практически то же самое, если добавить ленты.

И вот мы украсили елку с лентами, потому что описание есть, а фотографий нет. Мы представили себе, как связывали ленты – решили, что, наверное, как в украинском венке. Получилось очень красиво. И я надеюсь, что эта елка, которую увидят, станет для кого-то объектом для подражания, потому что мы можем украсить свою елку в соответствии с местными традициями.

- Вы говорите о 1880-м. А может, ее начали украшать еще раньше?

- Нет, я говорю о том, когда в последний раз было зафиксировано – когда были свидетели и описания в дореволюционной прессе. А когда ее начали украшать, точного ответа нет. Кто-то из этнографов привязывает это к культу деревьев времен Киевской Руси. Возможно, до присоединения к Российской империи мы позаимствовали эту традицию у Запада. Елка же немецкая давно существует. Истоки никто не исследовал, и я очень хочу это сделать – мне интересно, хочется знать, как эта традиция у нас сформировалась.

- А сколько вообще елок стояло в Киеве в период зимних праздников и в каких локациях?

- Вы знаете, сложно ответить, но елка чаще всего как раз на Майдане – там стояла и вечно вырастала. До революции стояла возле Думы. Думы на Майдане уже нет, а когда была, рядом с ней ставили елку. Если смотреть по советским открыткам – а я не только игрушки, но и открытки собираю, особенно люблю с изображением старого Киева – там ты тоже часто встречаешь елку в разных местах, но в пределах нашего Майдана.

Но она была и на Софийской площади – это тоже не новое место. В советское время ее и там тоже ставили. То есть елка таким интересным образом кочевала. Я расспрашивала маму и отчима – они оба киевляне, и выросли в Киеве – они тоже в очень разных местах видели эти елки. Была елка не одна – кроме центральной было еще много. Нет какого-то места, чтобы стояла и все. Елка гуляла по городу.

- Наш читатель просит рассказать о вашей коллекции елочных игрушек и назвать свою любимую игрушку. А также спрашивает, вы устанавливаете у себя дома натуральную елку, может, покупаете искусственную? Как вы относитесь к этому?

- У меня безусловно елка искусственная. И честно скажу, последнее время мои игрушки – наиболее редкие и ценные – весь декабрь не вижу я. Их видят на выставках. Мне не жаль, и я мыслю Музеем нового года. Я покупаю их системно – чтобы представить определенный период, определенную страну. Чтобы это была история новогодних игрушек, а не просто игрушки, подобранные хаотично по принципу "нравится". Самые дорогие для меня игрушки – которые остались с детства. Их я стараюсь не выносить из дома, те, которые были, еще когда я была маленькая, для меня самые ценные, хотя по стоимости в коллекции есть и дорогие. Но дорогую игрушку, если с ней что-то случится, может, еще и купишь. А домашнюю уже никак не восстановишь. Дороже них у меня ничего нет. Трудно даже среди них назвать самую-самую лучшую. Вся детская коллекция для меня самая ценная – если не по стоимости, то эмоционально.

В этой книге есть очень много игрушек – далеко не все из моей коллекции, но надеюсь, в большой книжке будут все. Но хочу обратить внимание на те, которые меня особенно порадовали. Это Дед Мороз и две Снегурочки. Они дороги тем, что они очень ценятся. Каждый коллекционер елочных игрушек должен их иметь. Но для меня они особенно важны тем, что они киевлянки. То есть Снегурочки в украинском фольклоре не было, а вот в истории украинских игрушек была. Потому что одна из самых популярных в советский период Снегурочек выпускались именно в Киеве, на игрушечной фабрике "Победа", на улице Глыбочицкая, 40.

Причем у нее своя довольно печальная история. Потому что сначала это была Артель инвалидов – после Второй мировой нужно было устроить людей, которые потеряли ноги. И сначала Артель инвалидов делала елочные игрушки – вот у меня оттуда две Снегурочки и три Деда Мороза. А потом Артель трансформировалась в фабрику елочных игрушек "Победа", где делали известных и распространенных на весь Союз Дедов Морозов и Снегурочек. Поэтому они были одними из экспонатов, которые меня больше всего порадовали, когда я их приобрела.

- А где еще сейчас можно купить такие ретро-игрушки?

- Вы знаете, знала бы я ответ на этот вопрос... На самом деле каждый выкручивается, как может. Понятно что сейчас есть достаточно много интернет-площадок – olx, violity – это для коллекционеров, раньше я любила aukro – а сейчас он из номинации, в которой можешь что-то подарить, исчез. Есть ebay американский, и есть немецкий ebay. Можно там покупать игрушки, особенно раритетные.

У меня есть целая елка, которую можно увидеть на этой выставке, на ней игрушки 1880-1930-х годов. Это настоящие раритеты. В Киеве ты такое не найдешь, у нас их не осталось. Ты их можешь покупать только на зарубежных аукционах, и еще попробуй выиграй. Поэтому я горжусь этой елкой – она из разных стран к нам слеталась, чтобы киевляне тоже могли пойти насладиться видом настоящих дореволюционных игрушек – самых первых, с которых все началось, с аналогами которых мы потом делали свои. Повторюсь, вход там свободный, бесплатный, можно прийти и все увидеть – и как украшать украинскую елку, и как елка выглядела до революции.

Следует отметить, что согласно воспоминаниям, на игрушках особо тогда не заморачивалась, елка была съедобной и в какой-то период стала именно детской забавой. Сначала она была бонбоньеркой для конфет. Бонбоньерка – коробка для конфет бонбоны – конфеты. Вся елка была украшена яблоками, пряниками, мандаринками и всякими кулечками, коробочками – конфетами. Это было место, где дети свои вкусности, сладости получали. И даже была традиция ощипывания елки, когда в конце праздника детям разрешалось напасть на елку, повалить ее на пол, полностью ободрать, и, естественно, елку выбрасывали потом на следующий день, просто от нее ничего не оставалось. Понятно, что места для стеклянных игрушек там особо не было, они бы разбились.

Игрушки к нам, в Киев до революции фабричные не очень доходили. Их или привозили из Германии – там их было дешевле купить, чем сделать здесь. Или же создавали из немецких материалов. Я рассказываю про такую интересную номинацию игрушек как игрушки из лакового бумаги. Что интересно, лаковая бумага – картинки с изображением девочек, Сант, – продаются в Германии и до сих пор. Я была в Германии, купила 10 штук. Их можно вырезать, на "дождик" клеить, и вот у тебя за четыре минуты игрушка, которая не бьется, и даже если ребенок с ней что-то совершит, сделаешь другую.

Поэтому, как я говорила на открытии выставки, раньше елки были более тактильные, контактные. Ты ее обрывал, на ней висели сладости, которые можно съесть. На нее вешали – вот я очень люблю традицию и стараюсь ей следовать... На Рождество вешаешь ангельский пряник для своего ангела-хранителя. Он висит две недели, до Крещения. И вот если этот пряник две недели провисит, в конце ты его съедаешь, ангел твое желание исполнит. Оно может и наивно, но очень трогательно. Ты берешь этот пряник, вешаешь его на красивую ленту, смотришь на него две недели, помнишь о своем желании. Просишь что-то у ангела, или кто там у кого. Опять же момент не просто сидеть и смотреть "Какая у меня красивая елка", а какого-то общения с ней.

- Как еще можно какую-то традиционную украинскую игрушку своими руками сделать?

- Повторюсь, нет у нас какой-то традиционной украинской игрушки. Были елки на 1 сентября, но их украшали свечами, яблоками, другими фруктами, орехами, но кроме лент и иногда бус, не было ничего игрушечного. Практически так же выглядели дореволюционные елки детские – немного игрушек, и то, с детками сделаны. Садились после Николая вырезать бумажные цепи, клеить домики. Из лаковой бумаги.

Игрушки до нас мало доходили. Мне кажется, красивые украинские игрушки появились сейчас. Они, если их искать, особенно те, что мастера расписывают, невероятной красоты. Я обычно вывожу только игрушки, которые не бьются, а для этой выставки заботливыми руками собрала, в руках, обложив всякой ватой, привезла невероятной красоты шары с Рождественскими сюжетами, расписанные во Львове.

И там же в Украинском культурном центре на этаж выше мастерица выставляет свои шарики, расписанные ею от руки. Она мне шарик подарила и поставила авторскую подпись. То есть у нас такой красоты игрушки сейчас продаются, по желанию, украинскую елку персональную можешь сделать. Но это уже новая, наша традиция. То есть ее не было раньше. Ее не было в советский период, хотя у меня там есть украиночка и казачок среди ватных игрушек советского периода - ну дружба народов, все были представлены. Но каких-то национальных не было.

Я знаю, что на Западной Украине были еще пауки из соломы. Елки в домах не было, и ими украшали дом. И вот соломенные игрушки в граничащих с нашей Западной Украиной странах, а также в Германии, в Чехии очень распространены на елках. Даже когда я ездила по рождественским ярмаркам, я там видела елки, украшенные исключительно праздничными игрушками, и это тоже было очень красиво. Они могут быть большими, они могут быть гирляндами – у меня есть несколько в коллекции. И вот в нашей западной части соломенные новогодние игрушки есть, но не елочные, - для дома.

- И дидух с этим как-то связан?

- Нет, дидух с этим никак не связан. Есть украшальничество, которым мы в основном страдаем сейчас. То есть мы хотим сделать красиво. А раньше делали все для чего-то.

Дидух – это очень красивый и по сути магический ритуал, когда ты действительно веришь, что весной, когда все начинает расти через поры в земле, которые открылись, к тебе начинают приходить души умерших. Происходит это на Русалии, когда цветет рожь. Из последнего стога делаешь дидух, и через этот стог (дидух – дедов дух) к тебе приходят души предков. А вот все святки наши – от Рождества до Крещения – очень много ритуалов по поминовению умерших, угощению тех, кто приходит в гости.

То есть это отдельная тема. Считается, что покойники в этот период гуляют и заходят в гости. И в том числе, Дидух – символ рода, это известный факт. Вот я еще в своей книге "Ледяная царевна", художественный в этот раз, тоже про Новый год и тоже про наши новогодние традиции и древних богов, отождествляла дидух с елкой.

Но эта связь не мистическая, а эмоциональная. Вот елку ты сейчас украшаешь, и если в семье есть игрушки нескольких поколений, выходит, ты, доставая коробку, сразу эти несколько поколений вспоминаешь. Вспоминаешь бабушку, дедушку, прабабушку, себя маленькую, тетю, дядю – это память рода, которые вешается на елку. То же самое и дидух. Но дидух имел еще и символическое значение. Если с елкой ты просто эмоционально все вспомнил, пшеницей из дидуха затем засевали поле.

- То есть, вокруг дидуха хороводы не водили?

- Нет, его ставили на почетное место, кормили кутьей, к нему относились как к члену семьи.

- И еще спрашивают, когда появилась традиция слушать речь президента в Новогоднюю ночь? И слушаете ли вы ее?

- Вот знаете, вот чего я не делаю в новогоднюю ночь, так это не слушаю Президента. Иногда смотрю без звука, чтобы не пропустить 12 часов. Повторюсь, у нас очень много магических праздников. Вот если брать настоящий новый год, с которого все началось, он у нас на носу. Это зимнее солнцестояние. В этом году он 22 декабря. Это новый год не придуман людьми, не скорректированный политиками. Это новый год, который рассчитывается астрологически, и его никак не перечеркнешь и не опровергнешь. Это и есть новолетие, когда заканчивается самый темный период года и начинается обновление, день начинает прибавляться. Безусловно это мистическое время. И в "Ледяной царевне" моя героиня говорит, что зимнее солнцестояние – это прапрапрабабушка всех зимних праздников.

Бабушка была очень добрая, а потом она умерла. И завещала все детям и внукам. А дети и внуки – это зимние праздники, которые со всех сторон окружают зимнее солнцестояние. Есть украинский новый год – повторюсь, у нас он привязан к конкретным праздникам Василия и Маланки. Его не пересунешь в какое-то другое место. А есть так называемый светский новый год – с 31 на 1 – и в нем никакой мистики нет. Прикольно, что есть огромное количество дат – Екатерины, Андрея, Варвары, Николая, зимнее солнцестояния, святки, Крещение, гадание. То есть очень много мистических дней, но 31 декабря в их список не входит. Я всегда себя утешаю: если на другие праздники что-то надо делать, чего не делать, это для Судьбы, а это для богатства, с 31 на 1 делайте все, что хотите, и не парьтесь по этому поводу. Никакой мистики это время не несет – ни с нашими традициями, ни с зарубежными. Ничего, кроме светского решения праздновать в эту дату, здесь нет.

- А есть ли у вас собственные традиции, которым вы следуете уже много лет?

- Как не странно, это наверное, оливье и сельдь под шубой, которые мне традиционно готовит мать. То есть она мне их готовит, и к ней традиционно приезжаю-забираю, и суть не в том, чтобы есть оливье, а в том, что мамино, вот как она мне в детстве делала. Причем обычно не на Новый год, на Новый год мы не всегда дома. А уже потом, когда начинается самый вкусный и расслабленный период постновогодних праздников, а впереди еще много других зимних праздников, эта кастрюлька селедки под шубой, кастрюлька оливье очень и очень радует.

- А как загадывать желание, чтобы оно сбылось?

- Есть праздники, когда гадают, а есть праздники, когда загадывают желание. Вот, например, один из таких праздников – Благовещение, когда считалось, что открывается небо. Вот оно открылось, и ты можешь с Богом поговорить и попросить у него все, что ты хочешь. Я о Благовещении прочитала два года назад. А недавно в книге "Коза и Маланка" прочитала, что то же самое у нас связывали с Новым годом. Именно с переходом с Меланки на Василия, в эту новогоднюю ночь, когда считалось, что тоже открывается небо, и ты можешь поговорить и попросить все, что хочешь. То есть просить надо на Новый год, только на наш.

Если брать пласты волшебства и богатства, если все правильно сделаешь, у тебя будут плодиться, и любовь получишь, и с Богом можешь поговорить. В определенный момент считалось, что вода превращается в вино. И животные, и деревья понимают человеческую речь и тебе отвечают, и клад в этот период можно найти. То есть, все. Суть очень похожа на Купала. Вот действительно была такая тема, что есть зимние Русалии, и весенние Русалии. В весенние Русалии по большому счету входил и Купала, а в зимние – весь цикл новогодних праздников. И есть обряды, которые пересекаются только одни связаны с зимой, а другие – с весной, но чрезвычайное количество очарования в один праздник и действительно запечатано.

- А какие были самые экстремальные традиции?

- Да, это прекрасно. Это также на тему прообразов Дедов Морозов – я это привожу в своей книге. Вот в чем можно облачить Деда Мороза – так это не в том, что он не украинский, а в том, что если копнуть глубже, оказывается, что он черт. У нас была традиция – страшное гадание – пойти в полночь к проруби, разостлать шкуру вола и произнести специальное заклинание, чтобы вызвать водяного. И вот считалось, если правильно все сделаешь, выпрыгнет водяной – причем иногда водяной, а иногда прямо черт – подхватит эту шкуру как ковер-самобранку, обнесет тебя вокруг мира и покажет тебе твое будущее.

Вот тут мы понимаем, что во-первых, если водяной, то очень странно, что он ведет себя как Санта-Клаус, который облетает за одну ночь всю землю – ну, такой летающий водяной. Когда черт, - это понятнее, потому что Вакула на черте летал. Гоголь ничего не придумал, он взял очень древнюю историю, которая существовала еще в XII-XIII веке. Это была первая записанная притча о полете на черте. Причем там какой-то Митрополит летал на нем в Иерусалим. Но понятно, что эта нечисть, которая исполняет желания, и причем как Санта или Дед Мороз летает по небу на зимние праздники. Но считалось, что это очень страшно.

- Некоторые, видимо, всю ночь там сидели на этой воловьей шкуре.

- Ну, я так понимаю, считалось, что гадают не столько девушки, сколько парни, потому что девушки больше в доме или во дворе, а ребята готовы сходить на озеро в прорубь. Но, я так понимаю, что они после шиночка шли, поэтому могли многое увидеть.

- А купаться на Крещение – это тоже древняя традиция?

- Все обряды с водой очень древние, потому что боги воды – одни из самых древних среди тех, которым поклонялись в Киевской Руси. И считалось, что все эти святки – от Рождества до Крещения – греховное занятие. Гадать, колядовать, щедровать, маски надевать, ходить по домам – это разрешалось общиной. По сути, когда шли щедровать, они проводили такой акт ворожбы на богатство в каждом доме, за что их и благодарили. Они таким образом привлекали в каждый дом благополучие, деньги, урожай, любая прибыль.

Но это считалось греховным, а на Крещение прогоняли чертей. Была киевская традиция, о которой я впервые узнала из книги Макарова "Рождество и Новый год в Старом Киеве". На Крещение киевляне все вместе прогоняли чертей. Считалось, что черти погуляли две недели, повозили на себе, на вопросы поотвечали во время ворожбы – чешите, вы свою функцию выполнили. Считалось, что когда митрополит опускает крест в Иордань – в воду – черти оттуда выскакивают, в этот момент стреляли из ружей, стучали палками по громким предметам, выгоняли всю нечисть из города. Мы даже года два назад сделали в центре такой перформанс-интерактив, где изображали чертей, которых выгоняли из Киева и страны. А человек должен искупаться и очиститься.

Вот считалось, если ты поколядовал, пощедровал, маски понадевал, ты одной ногой побывал в том, другом, нечистом мире. И обязательно нужно с себя это смыть. Более того, купание в Иордане воспринималось как второе Крещение. Ну, если еще раз щедровал, - то третье, если еще раз – уже пятое. Но верили, что если ты колядовал, маски носил, кого-то изображал, а маски были разные – и козы, и черт фигурировал среди масок колядников и щедровальников – и если ты это с себя не смыл, заново не окрестился, ты остаешься в том, другом мире, и можешь из человека превратиться в другое существо, у тебя может вырасти хвост – вплоть того, что верили, что парни станут чертями.

- Купаться было надо обязательно-обязательно в Днепре?

- Необязательно, у каждого своя водоем. Но в Иордань надо было обязательно окунуться, если ты грешил. Грешить было можно – ведь должен же ты помочь всей общине, чтобы каждая хата была богата, и все село вместе взятое. Но согрешил – окунулся, и все. С чистой совестью, чистой новой душой начинаешь новый цикл.

- Спасибо, Лада. Желаем хороших праздников и всего наилучшего в Новом году. До новых встреч Depo.ua.

Поставити питання:

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Онлайн

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"