Прошли

30 ноября о 16:00

Елена Жаворонкова: Как говорить, чтобы вас не только слушали, но и слышали

Правильно формулировать мысли, доносить идеи, удерживать внимание слушателей, выстраивать эффективные коммуникации с кем угодно, независимо от возраста и профессии – это настоящее искусство

О том, как выступать перед камерой или большой аудиторией легко и непринужденно, как разбудить свой голос и придать ему силы, настраивать слушателей на нужный лад, понимать и быть понятым во время онлайн-конференции Depo.ua рассказала бизнес-тренер в области эффективных коммуникаций и ораторского мастерства, автор бестселлера "Уроки языковой креативности", эксклюзивных курсов и тренингов Елена Жаворонкова.

(текстовая трансляция)

- Начнем с вопроса от читателя: "В уме могу хоть целые аргументированные речи говорить. А как только доходит до озвучивания - сразу забываю, все смешивается и получается "каша". Как это можно исправить? Возможно есть какие-то упражнения?"

- Я так поняла, что в голове человек может сказать все, что хотел, а когда выходит на публику, все это исчезает из головы. Элементарно, Ватсон - это его величество страх публичных выступлений. Когда мы, сами с собой, или с близким другом, можем болтать о чем угодно, но когда мы выходим к чужим людям, то нам очень страшно, что нас осудят, что нас не поймут, что что-то не то о нас подумают, будут задавать каверзные вопросы и это очень глубокая тема, тема страха публичных выступлений. Там вопрос, что делать с этим? Смотрите, есть одно упражнение, очень простое, его поймут те, кто управляет автомобилем. Вы управляете автомобилем?

- Нет

- На велосипеде катаетесь?

- Да

- А впервые сразу поехали?

- Нет, упала.

- И что потом сделали?

- Встала и поехала опять

- Да, упали-встали, упали-встали, так с любым навыком. Так же и навыки публичных выступлений. Да, есть книги, есть видеоролики, есть специальные упражнения, но если не тренироваться и не начинать выступать, то ничего не изменится. Можно посмотреть тысячу фильмов, перечитать сотню книг, но ничего не изменится, если ты не начнешь тренироваться. Как на велосипеде. Как за рулем. Как с плаванием

- А может есть еще какая-то методика, чтобы подготовить себя? Может, проговорить про себя, выучить на память?

- Конечно. Во-первых, надо готовиться, подготовку никто не отменял. И безусловно, вы должны знать, о чем будете говорить. Это первое. Второе, самое главное – цель. С какой целью вы вообще выступаете. Задайте себе вопрос – что должны сделать слушатели, люди в зале, собеседники после вашей речи. Принять вашу точку зрения, купить ваш продукт. С какой целью вы вообще выступаете. Когда вы будете помнить эту цель, то в принципе, вам будет очень трудно сбиться. Вы даже забыли, о чем вы говорите, но вы "так, стоп, в конце концов они должны прийти к нам в магазин и купить наши занавески", и ты снова начинаешь об этом говорить

- Даже те, кто считают себя смелыми, пробивными и с легкостью договариваются один на один, часто на публике стесняются, начинают краснеть и мямлить. Это стеснительность или что? Можно ли это как-то исправить?

- Опять же, если говорить о страхе публичных выступлений, есть статистика, что у 95% всех людей есть этот страх. Мало того, вот как вы думаете, после страха смерти он на каком месте стоит?

- На втором?

- Совершенно правильно, на втором месте стоит страх публичных выступлений и у этого страха есть, как правило, две причины. Социальные, когда нас строго воспитывают, когда ребенка прессуют, не дают ему высказывать свою точку зрения в семье, "сиди тихо, закрой рот, пока взрослые разговаривают, тебя не спрашивали"... Потом – наша система образования. Сейчас, конечно, многое меняется, но на самом деле я провожу мастер-классы для подростков, и, к сожалению, в обычных школах так же учителя, некоторые, продолжают самоутверждаться за счет детей. Для ребенка, когда он вышел к доске отвечать – это уже стресс, потому что вдруг он неправильно ответил, тут же ему выговор, позор. У нас же не учат исправлять ошибки, у нас учат изучить материал, ответить на поставленные вопросы. Все. неправильно ответил – до свидания. Это социальные причины. Плюс, может быть такое, что был негативный опыт, начиная с детства. Стихотворение на стул родители поставили рассказать, ребенок забыл, всем весело, а у него стресс. Он решил, что все, я больше не буду выступать. Другая причина – мне часто студенты жалуются, когда дипломную работу защищают, они так нервничают, что потом решают – все, я больше никогда не буду выступать.

Это первая часть – социальные причины, а вторая часть, действительно, это генетические причины страха. Были ли у вас бабушки, дедушки, которые рассказывали что в 30-40 годы прошлого столетия делали с людьми, которые высказывали мнение, которое шло наперекор мнению партии и правительства.

Средневековье, что там делали с вольнодумцами? Ведьм жгли на кострах, так это еще не худший вариант. Людей разрывали пополам, сажали на кол. А если бы мы с вами сейчас сидели в пещере, первобытнообщинный строй, и я бы как-то не так выступила, что бы могли со мной сделать? Убить. И вот эта наша память тела, генетики, она сохраняет этот страх физического уничтожения. Как бы сейчас никто и не убивает, а мы выходим и боимся.

Это все серьезно. И только тренировки помогут в этой ситуации. Прочитать книги про публичные выступления, посмотреть фильмы, видеоролики – сейчас куча материалов в свободном доступе. Пройти тренинги в конце концов, мастер-классы и потом начинать практиковать.

- А есть и наоборот те, кто нормально выступает перед аудиторией, но в личном разговоре, во время спора, теряются и не могут донести свою мысль. Уже потом, когда разговор состоялся, ругают себя, что надо было так сказать и так ответить, и хоть план спора на бумажке себе составляй. Что вы таким людям посоветуете?

- Мне кажется, такое может происходить в диалоге с каким-то очень авторитетным человеком. Я просто себе не представляю еще какую-то подобную ситуацию

- Ну вот например жена с мужем, она продумала, что она ему скажет, а потом начинает говорить и все кувырком.

- Межличностные отношения – это немного не мой профиль, техники влияния и убеждения женой мужа – это другая история. Давайте поговорим, например, о ситуации, когда работник пришел к начальнику поговорить о повышении. Я могу посоветовать подготовиться и положить перед собой на столе план разговора. Уверенность в себе должна быть. А универсального рецепта нет, индивидуальная беседа требует индивидуального подхода, смотря с кем вы разговариваете: с учителем, с руководителем, с известным человеком.

Поэтому – подготовка. И может со специалистами посоветоваться, если речь идет о супругах, можно сходить к психологу по межличностным отношениям и он посоветует, как правильно вопросы задавать и отвечать на них.

- Это такой же страх, как во время публичного выступления?

- Опять же, смотря с кем. Если ученик с учителем, подчиненный с руководителем – однозначно страх. Но это может быть и какая-то деликатная тема, о которой неудобно говорить. Все очень индивидуально.

- Вопрос от читателя: "Мне не нравится, как звучит мой голос со стороны, в записи, не нравятся интонации и дикция. Как можно развить свой голос, "поставить" его? Может есть какие-то упражнения". Что вы посоветуете таким людям, как можно развить свой голос, "поставить" его? Может есть какие-то упражнения на интонирование, артикуляцию.

- Мне мой голос тоже не очень нравится, это дело привычки.

Но тут есть еще такой момент – мы свой голос таким, какой он есть, не можем слышать. Внутреннее ухо устроено таким образом, что идет искажение и мы слышим несколько иной голос. А если мы запишем себя на телефон или видеокамеру, то техника искажает.

Сейчас я провожу тренинги в Salateira, и вот буквально сегодня мы делали упражнение. Что мы думаем о своем голосе и как мы его слышим – это одна история. Спросите окружающих, каким они слышат ваш голос, 5 прилагательных. Вы будете удивлены. Можно выйти в Фейсбуке в прямой эфир а потом попросить прокомментировать, но это упражнение не для слабаков.

Конечно есть упражнения на развитие голоса и их очень много и все просто. Можно каждый день делать определенные упражнения, смотря, какие запросы. Кто-то хочет сделать голос выше, кто-то – ниже, кто-то не может говорить громко. В этом случае я рекомендую выехать в лес и просто прокричаться. Но люди ленятся. Кто, согласитесь, будет в течение месяца или двух каждый день делать упражнения?

- Два месяца каждый день ехать в лес и орать там что-то

- Нет, есть проще. На самом деле покричать можно и в комнате.

- На своей странице в Фейсбуке вы поделились наблюдением, как мать на улице кричала на 5-летнего сына, не пытаясь ему что-то объяснить. Мол, она сказала, что надо делать так, значит так и надо делать. Психологи говорят, что крик – это показатель бессилия что-то объяснить. Посоветуйте пожалуйста, как взрослым правильно говорить детям, чтобы быть услышанными. И с другой стороны – как родителям услышать своих детей. Конечно, это огромная тема, но может есть какие-то универсальные советы.

- Я сейчас скажу о своем личном примере. У меня взрослый сын, я по образованию психолог, но не имею специализации детско-родительских отношений. Но у меня замечательные отношения с моим сыном. Я нахожу общий язык с подростками, с которыми провожу тренинги и мастер-классы.

У меня совет простой – разговаривайте с ребенком так, как вы разговариваете со взрослыми. Почему-то считается, что если ребенок, то взрослый имеет право на него кричать. Что ребенка родили, чтобы он выполнял какие-то капризы, полностью соответствовал ожиданиям родителей. Я этого не понимаю. Я общалась со своим сыном в его детстве чуть не по имени-отчеству, был у нас такой прикол, и на равных, понимаете? Вот если например вы своей маме скажете: потому что я так сказала! Будет скандал. А вот ребенку почему-то некоторые позволяет так говорить и это считается нормальным.

- А ребенок будет слушаться, потому что родителям надо, чтобы ребенок слушался и делал так, как они говорят?

- Пульт приносил от телевизора...

- Например, ложилась спать.

- Есть же некая система договоренностей, способы объяснить, почему. Куда мы едем? На кудыкину гору, отвечают родители. А если просто объяснить ребенку, для чего ему это делать. Надо лечь спать, потому что завтра ты не выспишься, не захочешь вставать в детский садик, у тебя будет плохое настроение. То есть это же надо потратить силы, объяснить, поговорить аргументированно, как с партнером. А когда я слышу, как мамочка кричит на ребенка: "закрой рот" я иногда даже подхожу и говорю: спасибо вам большое, благодаря вам я знаю, что без работы не останусь. Что через 20 лет ваш ребенок придет ко мне и будет платить деньги, чтобы открыть рот.

- Вот к чему это приводит, когда родители говорят: закрой рот, и не высовывайся?

- Это приводит к заниженной самооценке, по большому счету, и от этого все проблемы. Большинство участников моих тренингов и курсов нормально выступают, но им почему-то кажется, что они недостаточно в этом хороши, они боятся себя проявлять, им неловко, потому что они себя просто не любят и не уважают.

- Еще есть такая версия, что когда человек очень много говорит, тарахтит и его не остановить – это тоже признак того, что ему в детстве говорили закрыть рот и он до сих пор боится, что его перестанут слушать. И из-за этого очень навязчиво разговаривает

- Может быть и такое. На самом деле причин куча. Есть глубокие, например одна участница тренинга рассказывала, что мама бегала за ней с топором и кричала, что если она сейчас не сделает уроки, она отрубит ей руку. Это вообще как? Как ребенок потом будет что-то говорить, он будет бояться рот раскрыть.

- Вопрос от читателя: "Ребенок (подросток) очень стесняется выступать на людях. Перед классом еще ничего, а на сцене смущается, краснеет, особенно если не заученный текст надо говорить. Что делать, как помочь? И я не могу понять в чем причина, потому что в жизни ребенок довольно такой, боевой, за словом в карман не полезет". В чем кроется причина такого поведения и как им помочь?

- За словом в карман не полезет – знаете, смотря в какой ситуации. Например, когда в семье принято всем разговаривать на повышенных тонах или друг над другом стебутся по-доброму – это для ребенка привычная ситуация. В классе тоже уже знакомые люди. А когда ты выходишь к людям менее знакомым, приходит его величество страх.

Ребенку нужна поддержка. Особенно в переходном возрасте, когда дети себе такого напридумают о своей внешности. Хочу порекомендовать очень простое средство: пусть ребенок заведет себе дневник успеха. Это на тренингах и взрослым советуют. Завести себе тетрадь и каждый день записывать 5 пунктов, почему я сегодня молодец. Их можно и обсудить со взрослыми, похвастаться.

Много проблем из-за того, что родители просто не слушают своих детей. Какого вы ребенка воспитываете, таким он у вас и получается. Меня удивляют родители, которые рассуждают так, будто их ребенок спустился из космоса в 10-летнем возрасте и теперь ведет себя неадекватно. Давайте смотреть правде в глаза, а что вы делали до 10 лет с этим ребенком, вы с ним хоть раз поговорили? Если ребенок боится выступать на сцене, чего именно он боится? Может он видел, как кто-то споткнулся и упал, и все засмеялись. Надо проговорить эту ситуацию. Может ребенок влюбился и именно перед объектом своей любви смущается выступать. Надо это узнать. Активное слушание это называется. Не просто послушать, а задать вопрос так, чтобы вдохновить ребенка на более глубокий разговор.

- Еще вопрос от читателя: 1. "А правда ли, что жвачка помогает развить дикцию?

- Вот это я впервые такое слышу о таком экстра-методе. Я не жую резинку, но мне кажется, что если ее жевать, это укрепляет челюсти. Но это не имеет никакого отношения к публичным выступлениям.

- Как-то дикцию можно улучшить без помощи логопеда? Орешки за щеки...

- Можно орешки, а можно взять деревянную палочку из суши-бара, карандаш, зажать зубами и говорить, добиваясь, чтобы все было четко и понятно.

- Целесообразно перед зеркалом тренироваться, проговаривая речь?

- В идеале конечно тренироваться перед живыми людьми, хотя впервые можно и перед зеркалом, чтобы понять, сколько по времени продлится выступление.

- Вопрос второй от предыдущего читателя: "Как 3-летнего ребенка научить говорит четко, надо ли заучивать стихи?"

- Я не логопед, одно могу сказать, что стихи никому еще не мешали, они тренируют память, дикцию, можно и стихи учить, только чтобы это не было скучно и ребенок это делал с удовольствием. Тем более трехлетний.

- Тем, кому время от времени приходится выступать на людях, знакомо ощущение того, что некуда деть руки. Как научиться жестикулировать так, чтобы это выглядело красиво, не мешало докладчику (чтобы постоянно не думать о своих руках) и хорошо дополняло выступление?

- Я считаю, что лучше пусть будут жесты, чем человек будет стоять как истукан и видно, что он боится пошевелиться.

В случае, когда человек не знает, куда деть руки, я всегда советую взять какой-то маркер, блокнот, тогда рука автоматически сгибается в локте и это выглядит более гармонично.

- Вопрос от читателя: Поделитесь парой полезных лайфхаков, как избавиться от комплекса петь в микрофон в караоке баре? При этом перед камерой у меня комплексов нет, а на сцене есть.

- Опять же, надо понять причину, чего именно человек боится. Он боится, что он поет хуже всех, что у него нет слуха, или он боится чего-то другого и дальше уже с этим страхом работать.

Опять же, это необычная ситуация. Преподаватель с 30-летним стажем может легко выступать перед учениками, потому что это для нее привычная атмосфера, и вдруг в караоке ей сказали: пой.

Тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Можно взять уроки вокала

Ко мне приходит на курсы немало певиц, для которых петь на публике не является проблемой, но когда надо выйти на публику и что-то сказать, и здесь они не знают, как построить структуру, как композицию, что сделать. Потому что выступление предполагает общение, диалог

- Есть ли какая-то жесткая структура выступления, которую можно использовать всегда?

- Конечно. Есть разные варианты в разных источниках, предлагающих 5 частей, семь, шесть. Мне нравится упрощенный вариант, я вообще люблю все упрощать. Есть три части: вступление, основная часть и завершение. Вступление и завершение относятся больше к эмоциональной части. Вступление – для того чтобы подогреть публику. Каким образом можно ее подогреть? Поставить какой-то вопрос, пошутить – растопить каким-то образом лед. Надо научиться это делать. А всем кажется, что это какая-то чушь, что это за клоунада, надо четко и по делу. Но если сразу четко и по делу, публика может быть не готова.

И в завершение – финал, который вдохновляет. Это если кратко, на самом деле это большой пласт работы, если этим серьезно заниматься.

- Следующий вопрос от читателя: "Какие есть приемы, хитрости, чтобы в нужный момент всегда знать, что сказать? Есть ли какая-то литература, которая сделает из меня искусного оратора?"

Из литературы могу посоветовать Радислава Гандапаса, я у него училась и все свои тренинги ориентирую на его систему подачи материала. Я рекомендую посмотреть его ролики в ютубе, касающиеся публичных выступлений, можно почитать его книгу "К выступлению готов", там прямо как конструктор, все по полочкам: как готовиться к презентации, простому выступлению.

Расширяйте словарный запас, чтобы знать, что сказать в нужный момент, читайте литературу, книги. Люди иногда считают, что если они не прочитали ни одной книги в жизни, очень косноязычны, то есть какое-то волшебное упражнение, благодаря которому они станут блестящими ораторами. Так не бывает.

- Цицерон, Сократ, их методики вам были полезны?

- Нет, я ими не пользовалась, у меня были уже современные методики. Если развивать творчество в речи, то есть упражнения на развитие речевой креативности, у меня по этому поводу даже книжка есть.

- Читатель спрашивает: "Что может посоветовать эксперт для переключения внимания собеседника, который вас "не слышит". Например в дискуссии, когда оппонент вываливает на вас какие-то свои мысли, не реагируя на ваши аргументы?"

- Чтобы найти общий язык с любым оппонентом я бы посоветовала посмотреть на проблему с его стороны. Поставить себя на его место. У нас обычно только я и он. А стоит подумать, что бы ему было нужно. Я всегда за стратегию победитель-победитель, чтобы было и мне хорошо и другой стороне хорошо. К человеку, который задает этот вопрос – тоже вопрос, насколько он внимательно слушает собеседника. Потому что вот как мы общаемся? Мы задали вопрос, человек отвечает что-то, а мы уже не слушаем, что он отвечает, мы думаем, что у него дальше спросить, или начинаем мысленно куда-то улетать – часто так бывает. А если начинать активно слушать и действительно интересоваться тем, что человек тебе отвечает, получается совсем другая картинка. Это уже все история ближе к эмоциональному интеллекту.

- Вы являетесь тренером по языковой креативности и автором книги на эту тему, но активно пропагандируете идею о том, что не только языковая, но и вообще креативность, творчество необходима в целом для развития жизни и в частности - для работы. Почему вы считаете это важным? Это актуально для представителя любой профессии?

- Я не представляю, где может помешать креативность, может в какой-то очень тщательной работе, когда стоит фрезеровщик на станке. Но когда он приходит домой после этой монотонной работы, ему надо сменить картинку и придумать креативные способы отдыха. По моему мнению креативность помогает во всем, помогает находить нестандартные решения, выходить из сложных ситуаций, просто делает жизнь ярче и интереснее, поэтому я за креативность и не только в речи.

- Бывают ли люди, в которых этого вообще нет, никакой жажды к творчеству?

- Вообще творчество и креативность – это разные вещи. В моем понимании, творчество – это что-то ближе к изделиям искусства, а креативность – это умение совмещать несовместимое. Это больше к нестандартным действиям, нестандартному взгляду на жизнь.

По моему мнению, любой человек рождается белым листом. Абсолютно талантливым, он может все. и только благодаря установкам, убеждениям, которые ограничивают, он тушит в себе все эти порывы, когда ему не дают проявляться, когда мама говорит: ой, что ты там рисуешь, давай я быстрее нарисую за тебя домашнюю работу. Или: ой, что ты за безобразие нарисовал, ха-ха. Все смеются, а у ребенка трагедия, он перестает это делать.

- Как развить в себе креативность?

- Делать нестандартные вещи. Например, если вы правша, начните чистить зубы левой рукой, мышкой пользоваться, носить сумку на другом плече. Пить кофе из разных чашек. Садиться на разные места за столом. У нас же вроде традиция – это хорошо, но мозг привыкает и он идет на автомате.

Ходите на работу другой дорогой. Бывало у вас такое, что идете на метро, и собираетесь перед этим зайти в магазин, но кто-то позвонил, вы мимо магазина прошли и "проснулись" уже в метро. Потому что мозгу легче выбрать стандартные пути. А креативность тренируется вот такими нестандартными вещами.

- И что мы в результате получаем? Может у вас есть примеры, как человек прокачал себе эти скиллы у него изменилась жизнь?

- Вообще да, жизнь меняется, и ты начинаешь смотреть на нее под другим углом, много кто уходит с нелюбимой работы. Просто жизнь становится интереснее и веселее.

- Ваш совместный форум с "Деловой столицей" "Творческие стратегии управления в эпоху vuca" - о чем он будет? И что такое эпоха vuca (вука), думаю, многие наши читатели еще не знакомы с этим понятием.

- Vuca – аббревиатура от английских слов, я не буду их сейчас проговаривать, все сводится к тому, что мы живем в эпоху неопределенности, нестандартности, когда ситуация меняется буквально каждый час. и в этих условиях стандартные формы управления людьми, выполнения каких-то задач не работают. Мы ежесекундно получаем очень много информации, у нас есть социальные сети, телевидение, и этот поток заставляет нас творчески и креативно подходить ко многим вещам. Потому что раньше человек, допустим, за всю свою жизнь не получал столько информации, сколько мы получаем за один день. Сидела там себе Татьяна Ларина, ждала своего Онегина у окна с утра до вечера. А мы туда побежали, там посмотрели, в соцсетях ответили, здесь одну задачу руководитель подбросил, тут другую. И в этих условиях обычные стандартные формы уже не работают. А вот благодаря творчеству можно проще решать разные задачи.

Я сама все это применяла много лет, работая директором издательского дома.

- А приведите пожалуйста пример какой-то

- Ну, например, когда нужно придумать креативный макет для рекламодателя. Можно пойти стандартным путем, а можно разместить его вверх тормашками. Сейчас много многие так делали, а 10 лет назад мало кто решался. Можно придумать новый флешмоб, привлечь внимание. И форум как раз об этом. Это будет уже третий форум, я проводила его в партнерстве со своей коллегой Еленой Тарариной и получила очень классный отзыв. Многие руководители не знают сейчас, как мотивировать своих сотрудников, что делать, потому что каждую секунду меняется ситуация. И то, чему учили в университетах вообще уже не срабатывает, приходится искать свои пути. И вот мы создаем этот форум, чтобы кампании, которые имеют успешные кейсы во внедрении каких-то вещей... Опять же, далеко не надо ходить, Salateira – они организовывали для своих сотрудников тренинги личного роста, в которые входят публичные выступления. По работе им этого не надо, но они таким образом мотивируют сотрудников, чтобы они росли, чтобы они хотели продвигаться по карьерной лестнице, таким образом повышают имидж своей компании, чтобы люди хотели оставаться, потому что там, в том числе, проводят тренинги за счет компании. На корпоратив можно просто арендовать ресторан, все сели, выпили, закусили, а можно это сделать тематически, попросить придумать номера самодеятельности, люди себя как-то проявят. Людям этого хочется на самом деле.

- Сколько по времени должна быть речь, чтобы она не оказалась слишком длинной и слушатели не заскучали?

- Все зависит от формата мероприятия. Вообще сейчас считается, что внимание взрослой аудитории сосредоточивается в течение 10 минут. спикер должен каждые 10 минут менять способ подачи материала, тогда это будет работать. То есть, 10 минут поговорили, потом включили слайды, затем выполнили какое-то дело, ответили на вопросы, закрепили, подвигались. Не больше 10 минут монотонного вещания. Бывают спичи на минуту, а бывают на полтора часа, которые мы слушаем, раскрыв рот.

Сейчас редко встретишь классного спикера. Такого, чтобы слушать, рот раскрыв.

- Почему так? Потому что мы все забиты?

- Во-первых, наша система образования – этому же не учат. Кстати, до революции 17-го года риторику преподавали в гимназиях. Сейчас этого нет и детям этого не хватает. В США например очень развиты дебаты, отстаивание собственного мнения, у них постоянные спичи, выступления. А у нас немного другая форма и да – мы забиты.

Какое известное в истории выступление вы считаете лучшим? Может, речь Рузвельта, которая, как считается, спасла страну во время Великой депрессии

- Мне нравится выступление Мартина Лютера Кинга, когда он говорил, что у него есть мечта. Немало выдающихся ораторов, которые вели за собой людей. Но ведь и Гитлер был прекрасным оратором. И Ленин – давайте смотреть правде в глаза, не газета "Искра" сделала революцию.

Почему большевики запретили преподавание риторики – потому что они боялись, что придут конкуренты и убедят народ в чем-то другом. Рабочие и крестьяне читать и писать не умели, в подавляющем большинстве газету "Искра".

- Я почему спрашиваю – целесообразно ли человеку, который хочет быть хорошим оратором, кого-то копировать?

- Да, это нормальный ход. У одного можно одолжить что-то одно, у другого – что-то другое, и пока у вас нет своего стиля. Все равно не будет один в один, все равно добавляется что-то свое и таким образом появляется какой-то свой уникальный стиль. В каждом человеке есть изюминка, только ее надо понять. Для этого надо спросить – спросить у зрителей, а не у самого себя. Можно снять себя на видео и пересмотреть, как ты стоишь, как говоришь, многое можно так заметить. Это элементарное упражнение – запишите себя на видео, расскажите стихотворение и посмотрите. Дайте посмотреть тем, кто может дать обратную связь.

- И не бойтесь потом выступать еще, когда вы посмотрите и скажите: Господи, за что?

- Бывает и такое, но чаще всего люди говорят: о, а я думал, что будет хуже.

Поставити питання:

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Онлайн

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme