Прошли

4 октября о 10:00

Неретин из Госкино о прибыли от украинских лент, судьбе фильма "Стус" и скандале, касающемся "Оскара"

3 октября состоялась видеоконференция с заместителем главы Госкино Сергеем Неретиным

Этой осенью в украинском кинематографе значительное оживление: каждую неделю в прокат выходит одна украинская кинолента. Только в сентябре в кинозалах продемонстрировали байопик "Тайный дневник Симона Петлюры", драму "Когда падают деревья", фантасмагорию "Город, в котором не ходят деньги", комедии "Герой моего времени" и "Благородные бродяги".

На следующий год для поддержки кинематографа планируют выделить 1 млрд грн из госбюджета. Впрочем, вернуть потраченные на создание деньги за всю историю удалось лишь нескольким проектам.

Каких интересных премьер ждать в будущем? Станет ли украинское кино еще более интересным и разножанровым? Почему украинские ленты так редко окупаются в прокате? Не стоит ли снимать меньше картин, но с большим бюджетом? Вернутся ли в госбюджет деньги за провальные картины? Существует ли в стране запрет на критику украинского искусства? Какие шансы у Украины в этом году получить "Оскар"?

Узнайте ответы на вопросы, которые интересуют лично вас.

Наш гость:

Сергій Неретин
первый заместитель главы Госкино

(Текстовая трансляция)

- Для начала, Сергей, такой вопрос. Этой осенью выйдет или вышли 18 украинских картин...

- Там уже есть уточненная информация, уже немножко меньше. Потому что некоторые релизы перенеслись на весну. Но планировались 18.

- Оправдываются ли ваши ожидания по кассовым сборам?

- Пока не оправдываются. Будем говорить откровенно. У нас есть сентябрь, еще три месяца осталось. Но мы надеемся, что по результатам превзойдем прошлый год. Я не могу назвать точную цифру по прошлому году, но четыре фильма собрали в прокате около 90 млн грн. Это, конечно, немного, если сравнивать с американскими фильмами, которые собирают значительно больше. Для примера, "Пираты Карибского моря" собрали такую сумму. Одни "Пираты", а у нас – четыре, даже пять лент вместе. Конечно, мы ожидаем, что все фильмы, которые стартовали в конце лета и, собственно, будут идти всю осень, помогут как минимум догнать цифру прошлого года, и как максимум – ее удвоить.

Мы очень бы этого хотели, но, к сожалению, некоторые моменты усложняют жизнь. Ну например, если в прошлом году выходила, условно говоря, одна лента в месяц, этой осенью украинский фильм появляется каждую неделю. С одной стороны, это приятно, потому что кинотеатры, наконец, насытились украинским кино. С другой стороны, существует такой серьезный игрок как Голливуд. Конечно, если есть, условно говоря, "Звездные войны", а с ним мы предлагаем украинский фильм, "Звездные войны" набирают больше. Хотя есть и приятные исключения. Например, анимация "Похищенная принцесса", которая стартовала весной этого года. Ее сборы составили 36 млн грн. Все, что происходит, является материалом для анализа. И мы обязательно будем анализировать в начале следующего года, как прошла та или иная премьера, что помешало ей стать успешной, что мешало кассовым сборам. Весь массив информации сейчас получаем и будем его переваривать, чтобы сделать правильные выводы, и уже в следующем году скорректировать наши действия, чтобы украинское кино получало больше сборов, как мы все того хотим.

- Уже сейчас наблюдаете какие-то неожиданные моменты – может, что-то выстрелило, или – наоборот?

- На сегодня у нас нет явных рекордсменов, кроме "Похищенной принцессы". И, если не брать только ленты, которые выходили в прокат при поддержке государства, это украинский фильм "Свингеры", который увидел свет 1 января этого года. И у него сбор 22 млн. Это если мы говорим о цифрах. А позитив в том плане, что создаются много украинских лент, и мы насытили рынок, происходит активное движение по съемкам. Сейчас все продакшн-компании конкурируют за технику и рентал-компании, которые обеспечивают эту технику. У них существуют проблемы, поскольку они не могут всех обеспечить. То есть кинопроцесс значительно оживился. Но с другой стороны, если вы говорите о цифрах, мы бы хотели большего. Если мы говорим, что немало украинских режиссеров наконец-то получили работу, немало украинских фильмов показываются в кинотеатрах, я считаю, это очень большой успех, и мы будем его улучшать. Кроме того, есть и фестивальный успех. Очень много фестивалей, в том числе, класса А, уже хотят смотреть украинские фильмы. Поэтому можно считать, что это все в плюс.

- Зачем так много украинских лент, если они оказываются... ну, не провальными, а умеренно успешными. Вот как раз наш читатель спрашивает: Может, лучше меньше, но дороже, с рекламной кампанией?

- Знаете, и в Голливуде промахиваются. Ставят на одну ленту, а она оказывается неудачной в финансовом плане. Если бы можно было получить рецепт, по которому ты вкладываешь столько, а получаешь еще больше, конечно, мы бы действовали по ним. Но такой рецепт неизвестен миру. Эта осень является очень важной в том плане, что у нас возникают определенные проблемы с репертуаром - как его расставлять, - и продюсеры сталкиваются с этими проблемами впервые, и кинотеатры, и дистрибьюторы. И мы, в том числе, как государство.

Но с другой стороны, пройдены 25 лет независимости, в которые мы не сталкивались с подобными проблемами. То есть вы считаете, что лучше вернуться в эти 25 лет, когда не было украинского кино, или может все же нам пытаться преодолеть этот кризис, скорректировать действия, чем мы и будем заниматься?

- То есть вы не допускаете варианта, что украинских лент станет гораздо меньше, но они будут дороже?

- Нет, я думаю, что весь этот массив информации станет предметом обсуждения экспертов и скорректирует дальнейшие действия выбора тех или иных лент. Сейчас в "Жовтне" выходит лента "Донбасс" известного украинского режиссера Сергея Лозницы, которая в Каннах получила гран-при в номинации "Особый взгляд". Я считаю, что это победа. Мы заявили, о наших проблемах и нашем кинематографе всему миру. Поскольку Каннский фестиваль – первый фестиваль в рейтинге фестивалей класса А. Он наиболее заметен в мире. То есть если мы сейчас будем говорить о сборах этой ленты, я вам наперед скажу, что она не окупит свой бюджет. Она соберет значительно меньше средств, чем она стоит. С другой стороны, четыре государства, кроме нашего, принимали участие в ее создании. Стоит ли нам создавать такое кино, которое становится предметом обсуждения, ярко свидетельствует о наличии украинского кинематографа и заявляет о себе? Мы на всех фестивалях о себе заявляем. Раньше такого не было. Так стоит ли нам делать эту ленту? Я считаю, что стоит. Даже несмотря на то, что она никогда не окупится. Кроме того, в ЕС есть немало лент, которые не получают коммерческого успеха. Коммерческий успех на локальных рынках имеют только комедийные ленты. Украина - не исключение. Остальные ленты, если мы берем широкий прокат, у голливудских блокбастеров, за ними первенство. "Пираты Карибского моря", о которых я уже говорил, если переводить в долларовый еквивалент, собрали в Украине, грубо говоря, $3,5 млн. Данная лента стоила значительно больше – около $100 млн. Таким образом, окупилась бы эта картина, если бы ее сделали в Украине? Конечно, нет. На украинском рынке она бы не окупилась. А по миру собирает свой бюджет и зарабатывает еще больше. Украинское кино пока что не может присутствовать на других рынках, кроме отечественного. Но мы движемся и понемногу достигаем успеха в этом направлении.

- У нас выходит немало фильмов с чисто украинским колоритом. Покажи их западному зрителю, он просто пожмет плечами. Потому что незнакомые материи. Можно ли это как-то скорректировать? Делать на более универсальном, понятном миру языке?

- При поддержке Госкино выходят разные фильмы – и комедии, и драмы, и экшен. Есть ленты копродукционные, предназначенные для нескольких рынков. Хочу еще раз подчеркнуть: тем, что мы сейчас делаем, мы приобретаем очень ценный опыт. И в ближайшие годы будет принципиально другая картина. Думаю, будут ленты, которые почти гарантированно будут иметь успех в кинотеатрах у массовых зрителей. Так же уже есть ленты для фестивальной, вдумчивой публики. Но это не кинотеатр, не ширпотреб. Параллельно развиваются платформы, на которых можно смотреть ленты. Я знаю, что, например, в Megogo есть несколько украинских лент, которые можно скачать, просмотреть. Такие платформы начинают действовать в Украине и фигурируют в бюджетном процессе. То есть, можно на них рассчитывать. Рынок меняется на глазах. Я думаю, что на прокате замыкаться не стоит.

- Если сейчас попытаться комплексно ранжировать кинематографы Европы, какое место, по вашему мнению, там бы заняло украинское кино? Кто бы остался позади?

- Смотря по каким критериям. Я, например, в прошлом году был в Молдавии – там вообще нет национального кино. Вот вам пример. В Беларуси есть несколько киностудий, но там все тоже очень плохо с кино. Это, конечно, не Европа, как вы сказали, хотя Молдова вроде бы Европа. А вот в Польше, например, красивый и сильный кинематограф. Если мы говорим о месте, которое может занять Украина, конечно, мы сейчас на последних ступенях.

- Ну кого-то мы уже опередили, по вашему субъективному мнению?

- Ну вот я вам сказал, Молдову.

- А из ЕС?

- Увы, нет, но мы активно двигаем этот процесс. Пройдет несколько лет, и вы увидите совершенно другую картинку, я более чем уверен. Сейчас есть копродукционные проекты. Например, комедийная лента "Изи" выходила в Италии и в Украине. Это совместная украинско-итальянская работа. В Италии она занимала первые ступени в итальянском прокате. Есть определенные успехи, но говорить о глобальном пока рано. Но мы движемся к этому. Есть время.

Наоборот неинтересно было бы говорить: мол, мы уже такие успешные и даже не знаем, о чем говорить. А так мы движемся к этому. В процессе все интересное и происходит.

- А из чисто украинских лент, какая оказалась сейчас наиболее успешной за границей?

- Лента "Племя" Мирослава Слабошпицкого прошла немало фестивалей и едва не получила "Оскар". Во время национального отбора, к сожалению или к счастью, академики остановились на ленте "Поводырь" Олеся Санина. Возможно, "Племя" имело бы больше шансов. Об этом сейчас не стоит говорить, потому что мы знаем, как развернулась бы ситуация.

Целый ряд фестивалей, начиная с фестивалей класса А, значительное количество продаж на различные платформы в мире и очень много прокатов... Кстати, в Украине практически один вид проката – массовый ширпотреб, как мы его называем. А, например, в США есть прокат авторских лент, независимого кинематографа. И он там довольно успешный. В том прокате можно насобирать определенные цифры. По большому счету, в Украине я могу перечислить кинотеатры, которые становятся меккой для ценителей авторского кино, на пальцах одной руки. Самый известный – это кинотеатр "Жовтень". В одном кинотеатре "Жовтень" лента Паоло Соррентино "Молодость" в свое время собрала 600 тыс. грн. Таких кинотеатров как он, на данный момент мало в Украине, но надеюсь, и они будут появляться. И соответственно тогда начнутся немного другие сборы у этих лент. Например, я не всегда сторонник массового попкорнового кино, хотя смотрю фильмы регулярно. Хотелось бы смотреть в том числе и авторское кино, но оно, к сожалению, туда редко забредает.

- Например, идешь в кинотеатр "Киев" на артхаус, зал незаполнен. Зачем еще больше площадок, если люди на такое не ходят?

- Давайте тогда вообще не развивать культуру... Не развивать музыку, останутся "Потап и Настя". Давайте закроем Оперу. Это же не выход. Да, есть полупустые залы. Но мы сейчас приобщаемся к тому, что будем способствовать воспитанию новых поколений. Опять же, народ активно мигрирует в сеть Интернет. Там американские непопсовые сериалы собирают много просмотров и являются коммерчески успешными. Просто у нас нет пока таких платформ, как Netflix. Вот в этом проблема.

- Кстати, наша читательница спрашивает, когда в Украине начнут снимать молодежные сериалы в стиле экшен?

- Уже снимают. Например, есть интернет-сериал "5baksiv.net". И он в Интернете собирает много просмотров. Создаются целые группы, ведуться обсуждения. Сейчас готовится киноверсия. Мне очень приятно, что она готовится при поддержке государства, нашего Госкино. Надеемся, что весной эта лента увидит свет.

- О популяризации... Понятно, что авторское кино само по себе популярным не станет...

- Оно нигде не популярно, за редким исключением.

- Вспомните, пожалуйста, наиболее удачную и новаторскую промокампанию украинского фильма.

- Знаете, сейчас их немало, но они касаются только лент массовых. Например, сейчас идет активная промокампания фильма "Сумасшедшая свадьба", это комедия. Это очень хорошая кампания. Или лента "Похищенная принцесса". Тоже очень хорошая промо-кампания, которая стартовала задолго до ее выхода. Были постеры, специально разработанные игрушки. Так же фильм, прокат которого закончился месяц назад... Там были специальные конструкции, которые выставлялись в кинотеатр, выпустили специальную игру, игрушки и пауэр-банки.

Такая сувенирная продукция уже начала появляться. Опять же, пять лет назад этого не было. Три года назад не было. А сейчас понемногу все начинают что-то придумывать: смотрят, как это делается на Западе, и начинают экспериментировать в этой сфере. И в принципе очень приятно, что это развивается и популяризации фильмов продюсеры уделяют еще больше внимания. Потому что мало выпустить фильм. Есть образцы голливудских лент, у которых 50% бюджета идет на промокампании. В Украине о таком мы только мечтаем, но с каждой новой лентой продюсеры и режиссеры убеждаются, что необходимо вкладывать больше в промо.

- А есть ли примеры промокампаний именно авторского фестивального кино?

- Авторский кинематограф на самом деле не очень нуждается в промо.

- Ну так на него же не ходят...

- Существует американский авторский кинематограф, и ленты из него попадают в украинский прокат. Я не видел особого промо, кроме трейлеров, постеров в кинотеатрах. Это касается любого авторского фильма. Лучшая промокампания для такого кино – это участие в престижном фестивале класса А. Тогда о нем начинают говорить. Ну вот смотрите, фильм "Племя" Мирослава Слабошпицкого – очень непростой фильм о судьбе слабослышащих подростков в Украине. Нам что, надо выпускать игрушки глухих подростков?

- Почему так однозначно? Можно же сделать что-то более креативное.

- А что именно? Вы предложите, я передам продюсерам, может, они подумают. Может, какую-то игру с глухими подростками сделать?

- Например, какую-то впечатляющую выставку.

- А это, кстати, есть. Если вы заговорили о выставке, была выставка к фильму "Тени забытых предков "50 лет спустя" в "Мыстецком арсенале". Понятно, что это очень известный фильм. И он не требует резонанса. Но выставка была по факту выхода его реставрированной версии. То есть, вот, то о чем вы говорите, уже имело место.

- Также читатели спрашивают, какой лично у вас любимый режиссер?

- Опять же, Мирослав Слабошпицкий, мне очень нравятся его картины. Вообще, все режиссеры, чьи картины успешны. Смотрите, я давно дружу с Мирославом Слабошпицким, начали общаться задолго до его успеха. Мне очень сейчас нравится Александр Березань – его лента "Благородные бродяги" недавно вышла в прокат. Думаю, неплохие перспективы у фильма "Декабрьская сказка". Второе название – "Приключения Святого Николая". Фильм выйдет в декабре. Это известный режиссер Семен Горов. Еще Олесь Санин.

- Кстати, о Мирославе Слабошпицком. Недавно изменились правила подачи оскаровского фильма от Украины. Был скандал. И в частности, Мирослав Слабошпицкий был против этих изменений.

- А в чем скандал?

- Согласно новым нормам, от Украины может подаваться только фильм на украинском или крымскотатарском языках. Немало творческих деятелей выступили против. В их числе Мирослав Слабошпицкий, Сергей Лозница.

- Мирославу Слабошпицкому грех жаловаться, в его фильме не было языковой дорожки, он был с субтитрами. Неслышащие же не разговаривают.

- Это же не единственный его фильм...

- Это его единственный полнометражный фильм, у него больше полнометражных лент нет. Есть короткометражные. В отношении этой истории: а в чем, собственно, скандал? В том, что в Украине должно производиться кино на родном языке? Это проблема разве?

- Это определенные ограничения...

- Ограничения для кого?

- Для творческих личностей. Например, для Слабошпицкого, Лозницы.

- Слабошпицкий уже давно не производит никаких лент. А для Лозницы... Он украинский режиссер, который долгое время учился и жил на России, потом переехал в Германию. По факту, это уроженец Украины. Лента "Донбасс" в основном русскоязычная. В Украине существует две версии – есть версия, дублированная на украинском, и также лента, которая вышла в оригинале. Все эти скандальные реляции, что "Донбассу" не дают места на языке оригинала, я даже не буду комментировать, поскольку это неправда. Это во-первых. Во-вторых, какая проблема в том, что в Украине должны производиться ленты на украинском языке? Не помню, чтобы в Румынии производились ленты на каком-либо другом языке, кроме румынского. В Украине не производятся ленты на английском и немецком. Производятся либо на украинском языке, либо кто-то на собственный риск производит на русском.

- Если будет гениальная лента, например, о любви украинского парня к французской девочке. И будет она говорить на французском языке. Его уже нельзя на "Оскар" брать.

- В Украине есть примеры копродукционных лент. Вот Агнешка Холланд сейчас завершила съемки ленты "Гарет Джонс". Это международная лента, в которой принимает участие несколько стран. В том числе, Украина. В Украине этот фильм выйдет на русском языке. Как он выйдет за рубежом – вопрос других продюсеров.

Если вдруг эта лента будет подаваться на "Оскар", я не вижу никаких препятствий, потому что существует русскоязычная версия. Существует еще английская версия? Нет вопросов. Но если существует только российская версия, конечно, лента подпадет под это ограничение. Но это, как мне кажется, логично. Мы же сейчас общаемся на украинском языке. В чем проблема, вы же меня понимаете?

- Да, но смотрите, даже в "Киборгах" есть герои, которые говорят на русском языке, у Лозницы боевики говорят на русском...

- Я сейчас прекращу все ваши вопросы одной простой репликой. Государство, которое финансирует 80% лент, которые производятся, может выбирать на каком языке финансировать ленты? На русском? В условиях войны? Вы мне дайте ответ на этот вопрос.

- Ну, я немного о другом...

- А я об этом. Это взаимосвязано.

- Грубо говоря, "ополченцы" на экране должны говорить на украинском?

- "Ополченцы"... Подождите, фильм Лозницы вообще-то выдвинут на "Оскар". В чем проблема? О чем мы сейчас говорим, если он официально выдвинут от Украины на "Оскар"?

- Так это же новая норма...

- Новая норма. Давайте говорить об этой норме в следующем году, когда она кого-то там, грубо говоря, ограничит. Если какая-то важная лента не попадет на "Оскар". Давайте тогда обсуждать и говорить о ее перспективах, и почему она не попала. Сейчас не о чем говорить. Лента "Донбасс" с русскоязычными репликами, с "ополченцами" и со всем сейчас осуществляет замечательное плавание и отправляется от Украины (официально, я подчеркиваю) на "Оскар". А то, что данная норма затем вошла в жизнь, давайте поговорим о ней тогда, когда чьи-то интересы будут нарушены.

- Может, тогда какое-то очередное "Племя" на "Оскар" не попадет, и будет очень грустно.

- Ну так оно же безмолвное.

- Образно говоря...

- Нет, давайте говорить предметно, когда возникнут проблемы, а на данный момент их не существует.

- Окей. Сейчас существует относительно новая программа, которой занимается Минкульт. Как считаете, стоит ли делать это разделение, поскольку ранее Госкино выпускало много патриотических фильмов...

- Да, мы считаем, что все фильмы, которые выпускаются Госкино, тоже являются патриотическими. Почему решили распределить таким образом – в прошлом году направить часть на Минкультуры, а часть – на Госкино... Их логика нам непонятна. Конечно, было бы логично, чтобы все эти деньги получало Госкино, структура, которая занимается этим много лет. Но так решили. Сейчас есть определенное деление. Минкульт создает кино по программе патриотических фильмов, мы создаем ленты по всем категориям. Авторские, не авторские, фестивальные, анимационные. Очевидно, есть какие-то недостатки, но время расставит все по местам. Но здесь нет большой проблемы. Все равно государство делает эти фильмы: как при поддержке Минкульта, так и при поддержке Госкино, которое, кстати, тоже подчинено Минкульту. Но так уж получилось.

- Как думаете, стоит ли вообще вводить бренд "патриотическое кино"? То есть какая-то комедия может лучше популяризировать в мире, чем исторический фильм.

- Я вообще считаю, все, что выходит в Украине на украинском языке с украинскими актерами – это и патриотические фильмы. Это моя версия. Конечно, за исключением таких фильмов, хотя я их еще не видел – которые снимают на украинском языке сознательно против Украины. Это исключения, я их не видел, но теоретически это возможно. Во-вторых, я регулярно посещаю кинотеатры и смотрю разные Голливудские ленты. Я не знаю, есть ли в Голливуде государственные деньги, но повсюду у них: США – это замечательная страна, США борется с терроризмом, США борется с россиянами, США борется с проблемами экологии. Это патриотическое американское кино – практически все, что выпускается Голливудом. Там нет государственных денег, но там это считается нормой. А вот у нас есть государственные деньги, и я в этом плохого ничего не вижу. Мы сейчас даем стимул всей киноиндустрии, которая есть у Украины. Надеюсь, что через некоторое время украинские продюсеры уже не так будут нуждаться в средствах как сейчас, потому что процесс наконец запустится и станет самоокупаемым. Очень на это надеюсь.

- Сергей, судя по информации в Facebook и публикациям, у вас складываются несколько напряженные отношения с украинскими кинокритиками.

- С некоторыми из них.

- Вы считаете, что критика должна быть только положительной?

- Ну какая же это критика, если она положительная? Смотрите, здесь стоит погрузиться вглубь проблемы. У меня нет отвращения к кинокритикам как к касте людей. Есть отвращение к некоторым людям, которые сознательно ходят на премьеры якобы с удовольствием, а потом пишут: "Отмучились". Ну, если ты мучаешься, то не ходи, пожалуйста. Во-вторых, если тебе не нравится массовое жанровое кино, не ходи на эти премьеры, оставь другим кинокритикам...

- Это же его работа...

- Какая же это работа?

- Его работа. Он же кинокритик.

- Смотрите, я же в Макдональдс не прихожу за фуагра, потому что ее там нет. Там нет ничего, кроме трех видов еды – картошки фри, гамбургера и шоколадного шейка. Если мне хочется изысканного, я иду в другой ресторан. Макдональдс – это как наши кинотеатры. Там есть определенный вид продукции. Точка. То есть, если ты приходишь в Макдональдс и оцениваешь его с точки зрения изысканной еды, конечно, что тебя все это бесит. Там нечего оценивать.

- Недавно один из кинокритиков, с которыми у вас напряженные отношения, написал похвальный отзыв о "Благородных бродягах". А это же массовый фильм... Таким образом, есть что-то что нравится, а что-то - нет. Что плохого в том, чтобы говорить: "Мне не понравилось". Что он должен написать?

- Вы все правильно говорите. Пусть кинокритики оценивают, просто в данном случае присутствует и такая история... Грубо говоря, он сидит дома, лазит в сети Интернет, а режиссер два года работает над фильмом. И это в условиях войны, в условиях того, что у нас каждую неделю рождаются новые имена. То есть признанных режиссеров можно пересчитать на пальцах одной руки: Олесь Санин, тот же Слабошпицкий. Вот и все. Я больше и не могу кого-то назвать, потому что их нет. Меня постоянно спрашивают о премьере той или иной ленты: "А кто там режиссер?". А я отвечаю: "Я вам назову имя, но оно вам ничего не скажет". Потому что изнутри мы все это видели и следили, а сейчас дебют. То есть, зажигаются звезды ежемесячно.

И собственно, возвращаясь к кинокритикам, их как-то этот факт вообще не смущает. То, что 25 лет у нас вообще не было кино, а сейчас внезапно появилось, а они начинают поносить его со всеми своими художественными и творческими способностями: "Вот дерьмо". А почему дерьмо? Вот, например, одному из кинокритиков не понравилась операторская работа в фильме "Киборги", а я, и не только я, считаю, что это один из лучших украинских операторов Юрий Король. Если кинокритик не разбирается в операторской работе и не следит за современными манерами съемки, что это за кинокритик?

- Погодите, это же известный рейтинговый кинокритик...

- Который не разбирается в операторской работе? Кто ему присвоил рейтинг?

- Он в Оскаровском комитете, его читают очень много людей...

- Кто его читает? Я специально смотрю, у него там 130 лайков в сети Facebook.

- Посмотрите его рецензии в СМИ...

- Рецензии есть, он осматривает жанровое кино. Какая-то странная история. Он сначала ходит плюется, а потом в рецензии пишет, что, в принципе, неплохой фильм. Это какая-то странная история вообще.

- То есть если мне не понравился фильм, и я кинокритик, то я должен написать: "Да, есть определенные моменты, но это украинский продукт, а потому хороший".

- Это долгая дискуссия. На кинокритиков вообще когда-то учились пять лет. Люди в институте осваивали это искусство. Потому что критиковать стоит не только как "это дерьмо и точка". Профессиональная кинокритика – это разбор полетов: почему фильм не удался, что можно было изменить. Это базовые фундаментальные знания. Кто у нас профессиональный кинокритик из тех, кто пишет? Кто? Назовите хоть одного, у кого бы была профессия кинокритик из тех, кто активно публикуется.

- То есть журналистское образование не дает права являться кинокритиком?

- Знаете, журналисты – это отдельная история. Я сам профессиональный журналист и считаю, что журналистика очень переоценена самими журналистами в Украине. Я исследовал эту тему для себя лично. На Западе, например, одну статью люди могут писать месяцами. У нас таких привилегий нет. Это конвейер. Сегодня человек пишет о кулинарии, завтра расследует преступления, послезавтра еще что-то. Существует определенная концентрированность на теме... А у нас таких журналистов по большому счету вообще на пальцах двух рук можно пересчитать. Остальные – люди с базовыми навыками просто написания. Мне значительно интересней в этой категории блогеры.

- Еще один вопрос от нашей читательницы. "В современных фильмах много пропаганды. Даже в "Тайном дневнике Симона Петлюры". Неужели думаете, что интеллигентная публика – а именно такая ходит на украинское кино, ведется на такую прямую пропаганду?".

- А что вы называете пропагандой?

- Ну, что-то увидела девушка.

- А это плохо?

- В искусстве вообще – не очень хорошо. Тем более такая прямая. Вот думаете, интеллигентная публика ведется на прямую пропаганду?

- Вот пропаганда здорового образа жизни – это хорошо или плохо? Я считаю, что неплохо. Пропаганда Украина в каждом фильме, который создается за счет государства, - я считаю, что это неплохо. Другое дело, что есть художественные средства, которыми пользуется тот или иной режиссер. И это уже вопрос к режиссеру, он перегрузил свой фильм, или нет. Вот, например, относительно "Киборгов" были опасения зрителей, что фильм будет перенасыщен пропагандой, а получилась на самом деле очень замечательная лента.

- Да, а в "Дневнике"?

- В "Тайном дневнике Симона Петлюры", возможно, режиссеру не удалось, и он более прямолинейно пошел. Возможно. Это же точка зрения того или иного обозревателя.

- А как, по вашему мнению, сугубо субъективному?

- Я воздержусь. Потому что все фильмы, которые выходят при поддержке государства, и в которых я, в том числе, участвую, это как дети. Как же я могу сказать о своем ребенке, что он плохой?

- А что сейчас будет с фильмом о Стусе?

- Он выйдет в прокат.

- Режиссер что-то не уверен в этом.

- Что-то я впервые об этом слышу. Буквально две недели назад встречался с режиссером, как раз мы доснимали финальную сцену с участием человека, который похож на Виктора Медведчука, являющегося адвокатом Стуса в реальной жизни. Они эту сцену досняли, и фильм выйдет в прокат.

- Там есть какие-то правовые проблемы. На самом деле даже сын Стуса не дал разрешения.

- Есть правовые моменты, и сейчас продюсеры ленты их решают. Я не думаю, что фильм будет положен на полку.

- То есть идет ли на диалог сын Стуса, в частности?

- Ну, мне это неизвестно... Я же не прихожу каждый день на работу: "Але, а как там у вас со Стусом?". Мой день насыщен множеством других проблем, которые требуют решения. Но если будет проблема, мы, конечно, будем ее решать. Пока что все происходит так, как и должно происходить. Фильм готовится к выходу в прокат.

- Если фильм все же ляжет на полку, то вернутся ли в бюджет деньги? Были ли уже такие прецеденты?

- А если завтра атомная бомба на Украину упадет, что мы будем делать? Я к тому, что на тему "если" можно говорить бесконечно. Если Путин нападет на Украину...

- Предусмотрены ли механизмы, и есть ли случаи, когда выделенные на фильм деньги возвращаются в бюджет?

- Есть много разных механизмов, в том числе, судебных. Но если мы говорим о ленте "Стус", авторы и производители этого фильма будут явно невиновны в том, что вдруг фильм заблокируют в суде, например, адвокаты Виктора Медведчука. Но знаете, тогда это дело уже приобретает государственную важность. Тогда я думаю, что это будет решать не Госкино. Будет большой резонанс относительно этой темы. И это уже будет совсем другая ситуация. Госкино не будет в роли тех людей, которые придут и скажут: "Ну хорошо, фильм не получается, давайте, возвращайте деньги". Мы же прекрасно понимаем, что происходит с этой лентой, какая информационная атака осуществляется по отношению к ней, что она сейчас на устах. И конечно, будем уделять ей особое внимание.

- Какие фильмы вы бы посоветовали посмотреть в ближайшее время. Выделите, пожалуйста, три фильма.

- Я сейчас скажу о трех, а остальные что, плохие? Единственное, могу распределить по категориям. Есть резонансное кино. С этой точки зрения я советую посмотреть фильм "Донбасс", фильм "Дикое поле" по роману Сергея Жадана "Ворошиловград". Это две ленты, мимо которых нельзя проходить. Остальные фильмы тоже не менее привлекательны, но это уже, например, комедийное кино. Должна была выйти лента "Круты", но, к сожалению, они перенесли релиз на зиму следующего года.

- Сейчас есть проекты экранизаций произведений Скрябина и Жадана. Какие еще украинские книжки планируют экранизировать?

- Экранизируется очень много украинских книг, и очень приятно, что на украинскую литературу такой спрос. И сейчас кинопроизводители постоянно смотрят, что получается. Например, роман Софии Андрухович, дочери Юрия Андруховича, "Феликс-Австрия". Его собирается экранизировать Film.ua. Или лента Андрея Кокотюхи "Адвокат из Львова". Сценарий данной ленты уже победил в конкурсе фильмов при участии Госкино. И они ее хотят начать снимать в следующем году. Немало романов будут экранизированы, это очень приятно.

Поставити питання:

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Онлайн

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"