Алексей Кошель: Две следующие избирательные кампании могут стать войной подкупа

В конце декабря официально стартует президентская кампания. Между тем основные игроки уже начали активно работать с электоратом

Тимошенко помпезно презентовала свой "Новый курс", у Порошенко с нетерпением ждут на автокефалию ко Дню крещения Киевской Руси. В СМИ активизировались информационные войны, а в сеть выбрасываются тонны компроматов и других элементов черного пиара.

Какие козыри есть у лидеров президентской гонки, кто может возглавить предвыборные штабы, а кто станет главным "архитектором" кампаний, какие ресурсы есть в распоряжении команд – обо всем этом мы поговорим с генеральным директором "Комитета избирателей Украины" Алексеем Кошелем.

Сейчас происходят переговоры, объединения, одним словом – торги всех со всеми. Отсюда несколько вопросов. Первый: смогут ли правые партии выдвинуть единого кандидата в президенты и кто им может быть – Андрей Билецкий, Олег Тягнибок?

Сейчас очень важно показать объединительный процесс. Порошенко это демонстрирует, Гриценко. Тимошенко выбрала другую роль. Она идет самостоятельно, демонстрируя, что является самодостаточным политиком. Также разные стратегии будут в разных электоральных сегментах. Дискуссии об объединении правых обязательно будут, потому что объединительная тема всегда позитивно воспринимается электоратом. Но на 99% можно сказать, что объединение в правом сегменте не произойдет. Во-первых, есть Олег Тягнибок, который имеет больший рейтинг, чем "Нацкорпус" и "Правый сектор".

Во-вторых, "Правый сектор" как партия работает крайне вяло. На парламентских выборах ситуация может быть другой, там будет холодный душ для партийных лидеров, если они увидят, что математически могут, объединившись, преодолеть 5-процентный барьер, тогда объединение может стать более реальным. Однако все равно оно кажется сомнительным.

Выборы 2019 года будут выборами эпатажа и радикальных технологий. Поэтому "Нацкорпус" будет продолжать уличные, публичные акции.

А смогут выдвинуть единого кандидата пророссийские силы?

На первый взгляд, в пророссийском лагере сегодня - сплошные конфликты. Но одна из генеральных линий Кремля на выборах 2019 года – технология принуждения к объединению кандидатов из пророссийского лагеря. Собрать всех вместе и привести одной колонной. Это может быть финансовое принуждение, соблазн медийной поддержкой. Особенностью кампании будет минимальная роль российских денег, потому что разоблачение прямого финансирования Россией будет значительным минусом для любой партии, в том числе и пророссийской.

В публичной риторике внятного пророссийского кандидата сегодня нет. Но технологически мягкая пророссийскость может привести даже к победе. Лозунги о мире, о поиске компромисса, публичные обещания остановить войну за короткий период времени, сев за стол переговоров, могут поддерживаться определенной частью избирателей. Можно запустить внятную пророссийскую силу, на фоне которой более мягкие пророссийские кандидаты будут смотреться достаточно умеренными. Да и социологические опросы указывают, что похожая угроза на сегодня есть.

Пойдет ли на выборы Арсений Яценюк и кого он будет представлять?

Для Яценюка сейчас период чрезвычайно сложного выбора. Он и команда "Народного фронта", очевидно, чувствуют себя как банкир накануне дефолта. Мы видим двухлетнюю кампанию с использованием парламентской трибуны по возвращению "НФ" в большую политику. Эта кампания потерпела поражение. Не вырос ни личный рейтинг Яценюка, ни рейтинг его политсилы. Думаю, сейчас они рассматривают несколько сценариев.

В среде "НФ" за период медийного отсутствия Яценюка появились новые политики, появился Арсен Аваков, который проявляет большую активность, чем лидер партии. Это может быть отдельный политический проект под руководством Авакова, это может быть группа лидеров "Народного фронта". Не исключаю, что ведутся торги с несколькими потенциальными избирательными субъектами, чтобы пойти единой колонной группы лидеров.

Для этого есть основания: несмотря на падение рейтинга, в "НФ" сохраняется мощная политическая команда. Они синхронно работают в парламенте, ко многим лидерам нет претензий со стороны избирателей, медиа, экспертов. Это также важно. Но, думаю, вопрос баллотирования Яценюка пока не решен, и, скорее всего, если он увидит, что при условиях мегафинансових вливаний, мощной работы команды он лично не преодолеет 5-процентный барьер, то, возможно, мы не увидим его среди участников президентской гонки.

То есть можно констатировать тенденцию медийной замены Арсения на Арсена?

Последние полгода министр внутренних дел ведет себя не просто как министр, а как политик общенационального уровня, предлагая действия, которые не относятся к его компетенции. Происходит наращивание медийности, а это может вылиться в отдельный проект, и в совместное лидерство, и в другие сценарии.

Может ли Гриценко стать фигурой, вокруг которой объединятся мелкие оппозиционеры, чтобы создать конкуренцию той же Тимошенко?

Здесь речь идет не только о мелких оппозиционерах. Когда мы говорили о факторе внешнего давления, то он возможен не только для формирования единого пророссийского фронта. Это может быть внешнее давление на отдельных субъектов избирательного процесса, чтобы они присоединились к поддержке Гриценко.

Если, к примеру, господин Фирсов в электоральном плане Гриценко ничего не добавит, поскольку он сам не является носителем рейтинга, то поддержка "Самопомочи" Андрея Садового может дать серьезный плюс для кампании. Вопрос объединения вокруг Гриценко сейчас активно обсуждается, и прогнозировать, в каком плане будет это объединение, на сегодня фактически невозможно. Но и он, и несколько других кандидатов попытаются сыграть в игру, которая может быть не только тезисом "мы вместе, мы единая команда", а в объединении с конкретными персоналиями. Я иду на выборы, имея своего министра иностранных дел (называем фамилию), премьер-министра, ключевых министров и так далее. Это будет новизна, которую можно значительно выгоднее продать для украинского избирателя.

И если вспомним предыдущие избирательные гонки и участие в них "Гражданской позиции" и Гриценко, то увидим там классическую проблему: Гриценко сам принимал ряд стратегических решений, в том числе это были эмоциональные решения. Не всегда они были обоснованными, и скорее сыграли в минус и даже стоили победы. Скажем, решение отказаться от телевизионной рекламы вопреки всем политтехнологическим видениям и разработкам или же предвыборный лозунг "Первый непроходной".

Можно ли ожидать, что на этих выборах "родится" кандидат не из старой политэлиты?

"Родится", и не один, а несколько десятков. Мы получим президентские выборы, где будет рекордное количество кандидатов в украинской истории. Почему не появляются новые кандидаты? Есть проблема барьеров в украинской политике.

Первый барьер – значительная дороговизна избирательных кампаний. Сейчас выборы обходятся для украинских партий вдвое или даже втрое дороже, чем выборы депутатов польского Сейма. То же касается и президентских выборов. Даже во времена войны они стоили дороже, чем выборы Анджея Дуды и Бронислава Коморовского. Главная причина – прямая политическая реклама, которая забирает от 70 – до 90 процентов средств.

Плюс - чрезвычайно большая тенизация выборов. Избирательные фонды не учитывают расходы на наблюдателей, оплату труда членов и председателей комиссии. Как правило, политические партии и кандидаты оплачивают их работу. И оплачивают отнюдь не дешево. Оплата работы агитаторов, теневые договоренности по размещению рекламы и так далее. То есть, большинство средств на наших выборах – теневые финансы. Мы уже сейчас имеем основания говорить, что кандидатам, которые рассчитывают на реальную победу, кампания обойдется в районе 80-100 млн долларов. Возможно, эта сумма будет еще больше, потому что не учтен фактор подкупа избирателей.

Второй барьер – доступ к медиа, которые сконцентрированы в руках главных ФПГ. Но я не исключаю, что в ближайшие месяцы мы можем получить новых влиятельных кандидатов извне системы. Это, к примеру, может быть руководитель бизнеса, построенного за честные деньги в последний период. Может быть человек, который имеет хорошее европейское образование и хороший европейский опыт как менеджер.

Давайте вспомним, как у нас появлялись и исчезали узнаваемые губернаторы (у нас впервые за последние годы появился феномен публичных председателей ОГА), отдельные члены правительства на уровне министров, заместителей министров, которые чрезвычайно быстро наращивали свой результат. Поэтому новые лица, способные бороться за высокий результат, могут появиться, даже несмотря на существующие барьеры.

Эксперты прогнозируют, что это будут первые выборы, к которым будут привлечены российские политтехнологи. Известно ли, кто будет главным технологом у политических тяжеловесов?

Во-первых, политики очень часто являются политтехнологами. Они принимают самостоятельные решения о своем образе, о лозунгах кампании. Во-вторых, мы увидели поражение российской политтехнологической школы. Российские политтехнологи пришли к нам с большой грязью и умели быстро показывать результат. Они имели опыт на России, там был перманентный избирательный процесс с большими бюджетами. Они представляли чрезвычайно жесткую школу, они ввели пирамиду подкупа, технологию разделения Украины на сорта, технологии запугивания, манипуляции избирательными группами.

Разницу между европейской и российской политтехнологическими школами можно увидеть на выборах мэров Москвы и Варшавы. Когда в Москве нужно было уменьшить явку возрастной группы 35+, в Подмосковье технологи сожгли несколько дач и принесли избирателям информацию, что осенью в Подмосковье горят дачи. Избиратели сели на электричку и поехали спасать свое имущество. А на выборах мэра Варшавы технологи донесли избирателям тезис о том, что в лесах возле Варшавы аномально высокий урожай грибов. И избиратели уехали собирать грибы. В обоих случаях были манипуляции. Но в Москве – путем запугивания, а в Варшаве – положительная информация. Польские политтехнологи уже были привлечены к украинским выборам, они себя очень хорошо показали. Поэтому фактор европейских политтехнологов может иметь место в замену агрессии и радикализма во время выборов.

Украинские технологи не имеют столь серьезного багажа и опыта в ведении избирательных кампаний. Немецкий или французский политтехнолог занимается политической технологией как профессией, в Украине политтехнологи - преимущественно любители. Это эксперты, журналисты, которые активизируют свою работу во время выборов. Украинские технологи не показали своей эффективности. Кампания уже идет, но принципиальной новизны избирателю пока не предложили.

Можно ли уже спрогнозировать, в каких регионах борьба будет ожесточенной, а результаты - непредсказуемыми, а где будет тихо?

У нас изменилось деление на восток, юг и запад. К примеру, "Свобода" получала победу в южных регионах, а "Самопомич" - на Харьковщине. "Тихими" будут не регионы, а те мажоритарные округа, где депутаты-мажоритарщики имеют чрезвычайное влияние. Эти депутаты могут гарантировать определенное количество голосов за того или иного политика.

"Тихими" областями будут Винницкая и Хмельницкая. Виннитчина, выходцами откуда являются премьер-министр и президент; Хмельницкая область, которую возглавляет представитель партии "За конкретные дела" - своеобразный феномен на партийной карте. Это результат работы лидеров политической партий, совладельцев крупной торговой сети, которые делают вливания не только в свои округа, но и в пределах области.

Как можно оценивать шансы таких масштабных технологий, как "Новый курс" Тимошенко? Не многовато ли смыслов она предлагает? И какие технологии уже начали применять?

Не только Тимошенко, но много других участников гонки постараются показать избирателю "третий путь". Отдельные политики пытаются искать внешнего врага. Будут тезисы о нейтралитете, частично появится антиНАТОвская риторика. Но на будущих выборах – и президентских, и парламентских – будут доминировать две технологии. Первая – подкупа, вторая – административного ресурса.

Есть основания об этом говорить, проанализировав волну выборов в ОТО. Подкуп - это эффективная и в украинских реалиях безнаказанная технология. Мы не имеем ни одного случая, когда бы за подкуп кто-то получил реальный срок заключения. Это еще и дешевая технология. Купить избирателя дешевле, чем провести полноценную кампанию, заказать телевизионную рекламу, финансировать работу штабов, сетей и т. д.

Две следующие кампании избиратели могут стать войной подкупа. Его будут применять разные политические силы. В том числе и способы легального подкупа. Сейчас мы видим, что технологии подкупа применяются за средства, которые партии получают в рамках государственного финансирования. Государство дает партии деньги, партия за них накупает цветы, мячи, заказывает ремонты и дает их избирателям. Это цинично и грубо, но эта технология на сегодня работает. Но чтобы мы не выглядели такими уж дикарями, скажу: технология подкупа существует и у наших соседей – в Польше, Румынии, Словакии. Но таких масштабов, как в Украине, все же нет.

Есть ли возможность наказать таких политиков?

Привлечь к ответственности невозможно. Поэтому мы используем такой термин, как "легальный подкуп избирателей". Один из кандидатов на выборах раздавал избирателям вилы с логотипом партии Олега Ляшко. На обвинения в подкупе, что он раздает инвентарь, он говорил: это символика нашей политической партии. Меня беспокоит другое, что вилы, брендированные электролампочки и даже конверты с деньгами выглядят мелочью на фоне применения масштабных схем подкупа.

К примеру, Киевский облсовет в этом году принимает решение о том, чтобы средства, которые есть в областном бюджете, потратить на ежемесячные доплаты пенсионерам в размере по 1 тыс. в течение года. Это схема стоимостью 5 млрд долларов. После этого происходит парад решений городских советов в поддержку политической силы и областного совета, что нужно взять, поделить и всем раздать. Если даже эта технология до конца не реализуется, тысячи избирателей будут связывать ее с политсилой, которая хотела улучшить их материальное состояние.

Есть ли возможность предотвратить вбросы, карусели?

Вброс – это грубая технология 90-х годов. На этих выборах мы их не увидим, за исключением единичных случаев. Есть система контроля за избирательным процессом, наблюдатели, журналисты и псевдожурналисты, представители партий в избирательных комиссиях. Просто взять пачку бюллетеней и вбросить без фиксации и скандала невозможно.

Но могут иметь место масштабные манипуляции с бюллетенями, потому что субъекты избирательного процесса в теневом формате финансируют членов избирательных комиссий. Соблазн испортить несколько бюллетеней, переписать результаты одних в пользу других всегда может иметь место. Помочь немного можно, но в масштабах страны это "чуть-чуть" может вылиться в несколько процентов голосов.

Сейчас обсуждают участие в гонках Вакарчука, Зеленского и даже Иво Бобула. У них есть шансы на успех?

Запрос на новые лица есть, поэтому мы видим, как политики пытаются подать себя в новых образах. Тимошенко меняет стилистику, логотип, тезисы избирательной кампании. Даже курс - и тот новый. Ляшко выходит за свои электоральные границы, начинает заниматься вопросами качества жизни. Законопроект о запрете пальмового масла - достаточно одиозный и популистский законопроект, но вокруг него было много шума. Подобное обновление увидим у Порошенко, Гриценко, Тягнибока, других участников избирательного процесса.

Возможен ли результативный кандидат из среды шоу-бизнеса? Часто вспоминают Рейгана, но забывают, что он на протяжении нескольких десятков лет, когда отказался от актерской карьеры, получил достаточно серьезный политический опыт и политическую школу. Или вспоминают лидера итальянской партии "Пять звезд", которого украинские СМИ подают как комика. Хочу напомнить, что этот "комик" входит в пятерку самых известных блоггеров мира, он проводил антикоррупционные акции протеста, которые собирали миллионы граждан Италии. То есть, это общественный деятель, который также является артистом комического жанра.

Что касается Вакарчука, все будет зависеть от того, сможет ли он подать себя избирателю как классического общественного деятеля. Он де-факто является общественным деятелем, был депутатом парламента, был чрезвычайно активным участником протестных акций во время обоих Майданов, он имеет активную гражданскую позицию, выступает с блогами и заявлениями. Но для президентского уровня мало быть общественным деятелем уровня соцсетей. Нужно строить команду, политическую силу и становиться чистым политиком. У него для этого есть еще промежуток времени. Он может войти в пятерку лидеров, нр победу на этом не получить.

В отношении Зеленского, то, к большому сожалению, в Украине есть процент избирателей, которые готовы голосовать не за политика и общественного деятеля, а за актера, который никоим образом не заявил о своих политических амбициях. Если вы хотите выразить протест, то придите на выборы и проголосуйте или не проголосуйте. Но если вы превращаете выборы на комедийный жанр, тогда лучше сидеть дома. Делать случайный выбор на зло кому-то - это худший выбор, который может быть.

Насколько сейчас можно доверять социологическим опросам?

Нужно ориентироваться на известные авторитетные социологические структуры. Нам нужно быть готовыми, что, начиная с сентября, появятся несколько десятков псевдосоциологические структур, поэтому избирателю нужно быть просто внимательным. Ориентируйтесь на авторитетные структуры и учитывайте, что часто медиа могут истолковать результаты тех или иных опросов. Не нужно воспринимать опрос как аксиому. Последние рейтинги сами социологи трактуют как достаточно условные.

 

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Онлайн